Рост тарифов естественных монополий убивает экономику Сибири, где затраты бизнеса и без того существенно выше, чем в европейской части страны, заявил на V ежегодном бизнес-форуме предприятий реального сектора экономики Александр Хлопонин.
Губернатор Красноярского края фактически обвинил монополии, главным образом энергетиков, в том, что они решают проблемы собственной неэффективности за счет бизнеса.
Первый этап кризиса пройден во многом благодаря «качественным решениям» правительства, подчеркнул красноярский губернатор, выступая на бизнес-форуме с обнадёживающим названием «Кризис: от выживания к обновлению», организованном «Деловой Россией» совместно с Институтом современного развития и Внешэкономбанком.
Основными задачами государства на нынешнем этапе он назвал стимулирование спроса, девальвирование рубля, а также снижение затрат и увеличение конкурентоспособности предприятий. Последние две цели труднодостижимы, если достижимы вообще, при существующем росте тарифов.

Неплатежи 20%,
а они работают!
У главы края к энергетикам немало претензий.
«Если посмотреть на структуру затрат этих монополий, — сказал Александр Хлопонин на форуме, — я могу сказать, что в энергетике существует как минимум 20% внутренних затрат или издержек, которые можно оптимизировать. Я не говорю о тарифе, я говорю об инвестиционной составляющей. Сегодня объем неплатежей по электроэнергии уже достигает уровня 15-20%, при этом энергетика функционирует, там есть запас прочности».
Подключение вновь вводимых мощностей к инженерным сетям стоит непомерных для малых и средних предприятий денег, но даже внесение этих средств, по словам Александра Хлопонина, не гарантирует возможности начать работу:
«Приходят ко мне представители малого и среднего бизнеса и говорят: с нас энергетики взяли плату за подключение в размере миллиона-трех миллионов рублей и при этом никуда не подключили, ничего не строят, потому что не набрали нужного количества предприятий малого и среднего бизнеса, чтобы построить эту подстанцию, и говорят «ждите». Деньги заплачены, ничего в результате не работает».
Комментарии по поводу изложенных губернатором фактов, касающихся подключения или неподключения к инженерным сетям новых потребителей, РЕКЛАМЕ-МАМЕ в филиале ОАО «МРСК Сибири» — ОАО «Красноярскэнерго» пообещали дать позже.
Само же повышение стоимости киловатт-часа энергетики считают вполне оправданным. Тарифы устанавливают не энергетики, а государство, пояснили РЕКЛАМЕ-МАМЕ в пресс-службе Енисейской ТГК, и если Региональная энергетическая комиссия, которой предоставляются соответствующие расчеты затрат, утвердила их, значит, расходы энергетиков были признаны обоснованными.

Павел Федирко:
«Малый бизнес фактически инвестирует энергетиков»
Напомним, предельный размер увеличения тарифа определяет Федерация, при этом краевая РЭК традиционно принимает решение о повышении тарифа практически по верхней планке.
Плату же за технологическое присоединение Красноярский край ввел одним из первых в стране. Тогда, в 2006-м, в фазе бурного экономического роста, это решение устраивало и власть, и основных игроков. С наступлением кризиса механизм начал вызывать все больше вопросов.
Один из которых в беседе с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ озвучил экс-руководитель Красноярского края Павел Федирко, ныне курирующий вопросы поддержки малого бизнеса при Совете Федерации. Положение дел, когда малый бизнес, который «зарабатывая копейки, фактически инвестирует энергетиков», он считает абсурдным.
«Если бы он инвестировал с возвратом, как крупный бизнес, который вкладывая в энергетику, получает с этого дивиденды, с этим еще можно было бы согласиться. А так предприниматель деньги уплатил и потерял. Тут уже нет никакой справедливости».
Действительно, если РУСАЛ, «Норильский никель» или СУЭК, приобретающие энергоактивы, получают возможность определять тарифную политику, то малый и средний бизнес, инвестирующий в основной капитал сетевых компаний, ни на какие тарифные льготы рассчитывать не могут.
Три года назад Александр Хлопонин говорил о возможности концессионных соглашений в этой сфере, но закон о концессиях в стране по большому счету так и не начал работать.

В 2010 году рост энерготарифов несколько замедлится
Возможно, решением проблемы привлечения средств в развитие энергоинфраструктуры станет переход к новой модели тарифообразования, в основе которой будет доходность на вложенный капитал (RAB), давно используемой в мире.
В прошлом году ее было решено опробовать в 5 регионах РФ. Красноярский край в их число не попал.
Впрочем, внедрение RAB к снижению тарифов вряд ли приведет. Как напомнила на том же бизнес-форуме министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, тарифная политика государства в настоящее время строится таким образом, чтобы обеспечить оптимальный баланс интересов потребителей услуг и потребностей самих естественных монополий, которым необходимо развивать инфраструктуру и модернизировать собственные мощности.
Министр подчеркнула, что в 2010 году рост тарифов будет ниже, чем в 2009 году, в электроэнергетике повышение вообще будет минимальным, но будут расти цены на газ.
Правительство идет на это намеренно, чтобы не мытьем, так катаньем подстегнуть российские компании к повышению собственной энергоэффективности. Диета, судя по всему, предписана жесткая. Вплоть до лампочек накаливания.