Минкомсвязи решило снова обсудить вопрос о введении индивидуальных сотовых номеров в России. Но на этот раз предметно: в Татарстане может быть создана опытная зона для отработки использования технологий, позволяющих сохранять мобильный номер при смене оператора.
Аналитики считают, что нововведение может повлечь за собой отток абонентов у операторов «большой тройки». Но не все игроки красноярского рынка сотовой связи смотрят на перспективу мрачно.
Сотовые номера могут стать личными
В ближайшее время в России будет организована первая опытная зона для отработки использования принципа переносимости мобильного номера — MNP (Mobile Number Portability), подразумевающая переход из сети одного оператора в сеть другого без смены номера мобильного телефона, сообщает РБК daily.
Как рассказала пресс-секретарь Минкомсвязи Елена Лашкина, в данный момент Министерство связи определяет, какой именно регион является наиболее подходящим для создания такой территории. Один из наиболее вероятных вариантов — Республика Татарстан. По словам г-жи Лашкиной, по результатам исследований в опытной зоне и доклада Инфокоммуникационного союза по вопросам переносимости номеров в России может быть рассмотрена возможность внесения поправок в законодательство.
Вопрос о возможности введения переносимости номеров обсуждается уже около трёх лет. Ранее Инфокоммуникационный союз при Минкомсвязи создал рабочую группу по этим вопросам. Его инициативы были поддержаны в Минкомсвязи. Решение об опытных зонах примет научно-технический совет при министерстве, который соберется уже летом этого года.
По мнению аналитика J'son & Partners Виталия Солонина, для крупных операторов введение MNP невыгодно, поскольку усиливает конкуренцию, увеличивает отток абонентов и приводит к дополнительным затратам. С другой стороны, MNP — это шанс увеличить свою рыночную долю для дискаунтеров и локальных игроков, говорит аналитик.
«Идея MNP будет реализована в России не раньше чем через один-два года. И не исключено, что с некоторыми ограничениями, которые снизят её ценность для абонента», — говорит аналитик.
С экспертом согласен аналитик iKs-Consulting Максим Савватин. «Никому из операторов «большой тройки» переток абонентов не принесет пользы. Поэтому, я полагаю, операторы постараются снизить привлекательность данного сервиса для абонентов: скажем, введут абонентскую плату для тех, кто решился сменить оператора, но желает оставить прежней номер, или сделают эту услугу платной», — говорит г-н Савватин.
Индивидуальный номер оптимизирует издержки потребителя
Менеджер по связям с общественностью Красноярского отделения ЗАО «Мобиком-Новосибирск» (Мегафон) Роман Ушаков отметил в разговоре с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ, что индивидуальные телефонные номера — это, безусловно, очень удобно для потребителей услуг сотовой связи, поскольку зачастую они не меняют оператора только потому, что не хотят терять привычный номер.
Если данное нововведение вступит в силу, пользователи получат свободу выбора. Кроме того, это позволит клиентам сократить издержки — не приобретать второй телефон или сим-карту другого оператора, а просто сменить своего оператора, без смены номера. А все, что хорошо для потребителя, хорошо и для компании, уверен г-н Ушаков.
«Компания «Мегафон» относится к введению индивидуальных номеров положительно. Однако необходимо создать законодательную базу и решить технические проблемы, — подчеркнул Роман Ушаков, — а это сложный и долгий процесс, ведь в настоящее время система коммуникаций развивается без учета такой возможности».
Введение MNP может вызвать движение клиентов между компаниями сотовой связи. Комментируя возможный передел рынка, Роман Ушаков был осторожен: «Для компаний, которые давно на рынке, введение индивидуального номера может быть нежедательно, ведь им выгодна привязка номера к оператору. А вот для молодых компаний это плюс, ведь отток произойдет именно в их пользу».
Не скажешь, что «Мегафон» на рынке недавно, но из представителей «большой тройки» в Красноярске она действительно самая молодая. И первой из «большой тройки» операторов реализовала концепцию сотового дискаунтера (предоставление ограниченного набора недорогих услуг связи), правда, пока только в Москве.
Напомним, именно об оттоке клиентов в дискаунтеры говорят эксперты. Они также говорят и о дополнительных возможностях, которые введение индивидуальных номеров дает региональным игрокам рынка сотовой связи. Однако получить комментарий в ЕТК по этому поводу РЕКЛАМЕ-МАМЕ не удалось. А в «Вымпелкоме» («Билайн») полагают, что создание опытной зоны — еще «один этап исследования вопроса переносимости номеров в России».