В подержанных иномарках «зайцем» перебрался из Японии в приморские леса шелкопряд. Соответствующие службы намерены обезопасить наши границы от подобной «контрабанды».
С 15 июля вступает в действие принятый Россельхознадзором и Федеральной таможенной службой новый список продукции, подлежащей обязательному карантинному контролю.
Кто тут едет зайцем? Вылазь!
Теперь все ввозимые в Россию автомобили, имеющие пробег, должны будут пройти фитосанитарный контроль и отстояться в карантине. Каждому импортеру необходимо будет доказывать, что в автомобиле нет вредоносных насекомых. В случае положительного результата, автомобилю будет выдаваться фитосанитарный сертификат, сообщает «Время новостей».
По данным Россельхознадзора, уже зарегистрировано 14 случаев обнаружения нескольких опасных сельскохозяйственных и лесных вредителей, в частности непарного шелкопряда и японского жука. В официальном сообщении Россельхознадзора сказано, что в 2007 и 2008 годах при проведении досмотра выявлено 4290 единиц техники с обнаружениями биологических материалов и почвы, насекомых в живом и мертвом виде.
Напомним, что в августе прошлого года санитарно-ветеринарное ведомство уже вмешивалось в бизнес по ввозу подержанных машин. Тогда управление Россельхознадзора по Приморскому краю на некоторое время запретило производить разгрузку судов в портах в темное время суток. Была названа и причина: во ввозимых подержанных японских иномарках обнаружилось много бабочек и яйцекладок непарного шелкопряда. Из-за этого в ряде районов края даже сложилась критическая ситуация, угрожающая лесному хозяйству Приморья. Однако теперь фитосанитарные претензии могут возникнуть и при оформлении иномарок на других пограничных постах.
В японских иномарках живет непарный шелкопряд
По словам пресс-секретаря Россельхознадзора Алексея Алексеенко, в карантин будут отправляться все без исключения ввозимые поддержанные автомобили, независимо от того, кто их ввозит. Проходить процедуру получения сертификата со второй половины июля придется всем. Для этого необходимо будет обращаться в территориальное управление Россельхознадзора по месту ввоза товара. На машины, отгруженные до 15 июля, эти требования не распространяются.
Напомним, что мониторинг целого перечня подкарантинной продукции, проходящей таможенный контроль при ввозе в Россию, проводится с 2005 года. Результатом этих исследований стало исключение из списка некоторых товаров, которые раньше подлежали обязательному ветеринарному контролю.
Однако теперь подержанные иномарки для санитаров представляют большую угрозу, чем мясная или рыбная мука и стройматериалы, на ввоз которых согласие Россельхознадзора не потребуется.
Зато в перечень товаров, ввоз которых осуществляется на основании импортного карантинного разрешения, наряду с сушеными грибами, желудями, льном-сырцом и зеленым чаем попали «транспортные средства, бывшие в употреблении». Речь идет и о легковых, и о грузовых автомобилях различных классов, а также автобусов.
Автомобилистов новая запретительная инициатива правительства только раздражает. Например, глава московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает, таможенное ведомство и Россельхознадзор в очередной раз пытаются «закошмарить» фирмы, занимающиеся ввозом иномарок. «Правительство по всем направлениям пытается запретить праворульные автомобили и ограничить импорт иномарок», — прокомментировал это решение г-н Канаев.
Сергей Прикатов: «Как доставали бабочек из-под капотов, так
и достаем»
С руководителем ФАР согласны и красноярские бизнесмены. Директор Shimaguni Motors Сергей Прикатов РЕКЛАМЕ-МАМЕ заявил, что истинная причина подобного шага Россельхознадзора — пополнение бюджета за счет дополнительных сборов, ведь фитосанитарный контроль на таможне, под который попадают все ввозимые автомобили, действует уже около года (сейчас речь идет о карантине).
По словам Сергея Прикатова, реально машины не проверяются: «Как мы доставали японских бабочек из под капота, так и сейчас достаем».
«Данная проблема лично мне кажется надуманной. Аргументированных доводов в поддержку данного решения я ни от кого не слышал, прецедентов ввоза на территорию РФ вредоносных насекомых или бактерий в автомобилях не было», — продолжает Сергей Прикатов. Он уверен: если кто то захочет завезти биологическую заразу, он это сделает. Обычные же насекомые, по мнению Прикатова, не вреднее наших, отечественных.
С бизнесменом согласен президент краевой федерации автомобильного ориентирования «АвтоОр» Александр Черемных. Он признался, что является постоянным потребителем японской автопродукции, так как вполне удовлетворен соотношением «цена-качество».
«Отношение к введению фитокарантина у меня двойственное. С одной стороны, возможно, в этом есть смысл. Все эти вспышки энцефалита, всевозможные формы гриппа, птичий, о котором никто ничего не знал раньше, — сказал Александр Черемных РЕКЛАМЕ-МАМЕ.
— Но с другой стороны, это мероприятие опять ляжет на плечи потребителей. Ведь на организацию новых лабораторий и оплату труда специалистов нужны дополнительные средства. Кто-то делает на этом бизнес». При этом г-н Черемных уверен, что никакие запреты не заставят российского автолюбителя отказаться от продукции японского авторынка.
Для легионеллы кондиционер — дом родной
Среди красноярских автовладельцев, однако, есть немало считающих, что меры по фитосанитарному карантину вполне обоснованы.
Генеральный директор «Сюрвей-Сервис», эксперт-оценщик первой категории Сергей Многогрешнов по роду своей деятельности имеет дело как раз с подержанными автомобилями, зачастую побывавшими в ДТП. По его мнению, главный экспортер нежеланных гостей из-за рубежа — кондиционеры.
«Если это устройство не чистить два-три года, не менять охлаждающую жидкость, не очищать трубки, то там заводится масса всякой заразы», — пояснил он РЕКЛАМЕ-МАМЕ. — Мне самому приходилось это видеть во время работы. А водитель и его пассажиры дышат этим зараженным воздухом. У специалистов: даже есть термин — «кондиционерная болезнь». Кроме того, в ковриках и чехлах могут находиться клещи. Так что лишняя проверка — только на пользу».
Под «кондиционерной болезнью» Сергей Многогрешнов, видимо, имеет в виду «болезнь легионера» (для опасных бактерий легионелл кондиционер — дом родной), которая вполне может иметь летальный исход для заразившегося. Так что РЕКЛАМА-МАМА засомневалась: может, новые заградительные меры действительно продиктованы заботой о здоровье нации, а не «борьбой с правым рулем»?