Период бума покупательской активности скрылся в кризисном тумане: оборот розничной торговли продолжает падать. И одним из наиболее пострадавших сегментов оказался рынок бытовой техники и электроники. Красноярские ритейлеры отмечают падение на 50-70%.
Рынку бытовой техники пришлось особенно туго
За период с января по апрель 2009 года оборот розничной торговли на федеральном рынке сократился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, приводит данные «Континент Сибирь».
Причем, как отмечает директор Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) БДО Юникон (Москва) Елена Матросова, если в январе текущего года еще наблюдался рост оборотов розничной торговли, то уже с февраля статистика начала фиксировать спад, который ежемесячно ускорялся. В апреле 2009-го по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года обороты розничной торговли снизились на 5,3%.
Впрочем, аналитики полагают, что, несмотря на высокую зависимость от кредитных ресурсов, ритейл в период кризиса далеко не безнадежен.
«В отличие от строительства и продаж автомобилей, где спад был обусловлен как ухудшением условий кредитования строительных компаний и автодилеров, так и снижением покупательского спроса, в ритейле спрос со стороны населения упал не в такой степени. Несмотря ни на какие кризисы, люди продолжают покупать продукты, обувь, одежду», — говорит руководитель аналитического отдела «БКС Консалтинг» Виталий Антонов.
По данным аналитиков рынка, продажи продуктов снизились меньше, чем непродовольственных товаров. По информации Росстата за январь-апрель 2009 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, сократился всего на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как оборот торговли непродовольственными товарами за этот же период снизился на 3,6%.
А вот к покупке обуви и одежды, а также дорогой косметики и бытовой химии россияне стали к относится более рационально. Снижение спроса в этих сегментах можно оценить в 20-30% от докризисного уровня, комментирует Елена Матросова.
БТЭ не является предметом первой необходимости
Аутсайдером розничного рынка аналитики называют рынок бытовой техники и электроники (БТЭ). Причины очевидны: БТЭ не является предметом первой необходимости. Кроме того, негативную роль сыграла курсовая динамика: на фоне ухудшающейся платежеспособности населения закупочные цены на импортные товары, напротив, возрастали (во многом из-за ослабления рубля, происходившего в начале 2009 года).
Рынок БТЭ, по словам Елены Матросовой, в зависимости от товарной позиции просел в спросе на 20-50% от докризисного уровня. По оценке компании «МИР» рынок снизился к прошлому году примерно на 30% (в рублевом выражении).
Красноярские ритейлеры отмечают еще большую глубину падения. По словам заместителя директора по розничной сети компании «БытТехника» Людмилы Пахомовой, по отношению к аналогичному периоду 2008 года спрос на все категории БТЭ упал на 45-50%.
Представитель другой крупной красноярской сети, пожелавший остаться неизвестным, рассказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ, что объемы продаж в магазинах компании упали в 2 раза по сравнению с 2008 годом. Директор ООО «Промбыттех» (магазины «Альтернатива синицы») Илья Броверман отметил, что весной спрос на технику упал резко и заметно — продажи снизились примерно на 70%.
Еще в феврале 2009 года местные ритейлеры отмечали стабильность спроса и даже повышение продаж отдельных групп товаров (см. «Красноярцы затариваются быттехникой»). Однако уже тогда никто из них не надеялся, что такая ситуация сохранится надолго.
Эксперты поясняют падение потребительского спроса: повысился уровень безработицы, упала платежеспособность населения, а потребительские кредиты, которыми ранее так активно пользовались красноярцы, сегодня получить очень трудно и только под высокий процент.
Пожелавший остаться неизвестным эксперт отмечает, что в магазинах его сети сегодня наиболее востребованный сегмент товаров — это недорогая мелкая бытовая техника.
В «Быттехнике» спрос на все категории товаров упал на 45-50%
Илья Броверман подтверждает, что дорогая категория (от 30 000 руб) товаров продается сегодня довольно редко — компания стала привозить такую технику под заказ. «Сегодня покупатель в первую очередь ориентируется на стоимость товара, бренд стал уже не так важен, как раньше», — констатирует г-н Броверман.
Ритейлеры стали адаптировать свои ассортиментные линейки под изменившиеся запросы потребителей. Так, в компании «МИР» основную эффективную меру предотвращения падения оборота видят в исключении из товарной линейки более дорогих и сложных моделей и ввод более простых и «бюджетных». Илья Броверман добавляет, что и сами производители начали перестраивать свои технологии под изготовление более доступной продукции.
Каких-то положительных изменений ситуации на рынке БТЭ до конца 2009 года игроки не прогнозируют. «Скорее всего, она будет такой же «вялотекущей», как сегодня, всплесков потребительского спроса ждать не стоит», — считает Илья Броверман.