Общественная палата представила концепцию государственного регулирования алкогольного рынка России. Предлагается восстановить госмонополию на розничную продажу алкоголя, повысить акцизы, а также запретить продажу алкоголя в выходные дни.

Предлагается восстановить госмонополию на розничную продажу алкоголя
Эксперты Общественной палаты подсчитали: годовые экономические потери от злоупотребления алкоголем в России составляют 1,7 трлн. рублей (для сравнения: объем государственного заказа в оборонной сфере в 2009 году, по информации Прайм-Тасс, составит 1,3 трлн. руб.). По данным авторов очередной ограничительно-запретительной концепции, на алкоголизм в России приходится 30% мужской смертности и 15% женской.
Данные МВД рисуют такую же мрачную картину: в состоянии алкогольного опьянения у нас совершается 72,2 процента убийств.
Чтобы сделать ситуацию не такой мрачной, авторы концепции Общественной палаты предлагают меры, которые смогут ограничить чрезмерное потребление алкоголя и вытеснят с рынка контрафакт. Что опять же должно пойти на благо здоровья нации.
Снижать потребление алкоголя авторы доклада предлагают созданием торговых барьеров, сообщает «Коммерсант»: повышением акцизов на алкогольную продукцию, запретом продажи алкогольных напитков (включая пиво) утром, ночью и в выходные, ужесточением штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним и сокращением числа торговых точек, продающих алкоголь.
Среди предложений ОП введение в УК статьи, наказывающей за нелегальное производство алкоголя, введение административного наказания за самогоноварение и наделение Роспотребнадзора правом запрета на разные виды спиртосодержащей продукции. И, наконец, Общественная палата настаивает на восстановлении госмонополии на розничную продажу алкоголя.
По мнению российских производителей алкоголя, результат мер, предлагаемых Общественной палатой, и в частности — от введения государственной монополии, будет обратным желаемому. Повышение акцизов на алкоголь вызовет массовый переход населения на потребление суррогата.
Среди причин алкогольных проблем в России, авторы концепции называют круглосуточную, шаговую и ценовую доступность спиртных напитков. И действительно, компании подвыпивших подростков, вооруженных бутылками пива, уже давно не редкость в даже в совсем недетское время (см. «Пиво детям не игрушка»).
Эксперты алкогольного рынка, поддерживая более жесткое наказание за нелегальное производство алкоголя, считают, что другие меры лишь спровоцируют рост контрафакта.
«Сейчас, исходя из официальной статистики, доля «левака» на водочном рынке превышает 30%, а по неофициальным данным — больше 50%, — говорит зампред правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. — В кризис доходы населения падают, и, как следствие, падает легальное производство. Зато потребление остается на прежнем уровне — спрос удовлетворяется за счет дешевой левой водки».

Майкл Шабуров скептически относится к ограничению продажи алкоголя в выходные дни
С Дмитрием Добровым согласен красноярец Майкл Шабуров, президент Красноярской винной академии.
«Полностью одобряю введение в Административный кодекс статьи за самогоноварение и незаконное производство алкоголя, так как большая часть этого «алкоголя» весьма сомнительного качества и может представлять угрозу для здоровья потребителя, — сказал он РЕКЛАМЕ-МАМЕ.
При этом Майкл Шабуров крайне скептически относится к разным формам запрета торговли алкоголем по времени:
«Мы это уже проходили в 1985–1987 годах. Ничем хорошим это не кончилось. И потом, непонятен выбор времени запрета. До 19 торговать можно, а потом нельзя? А почему нельзя до 20? Или 22? Логичнее запретить днём — люди работают, нечего пить во время работы, но причем тут вечер и тем более выходные дни? Важнее ужесточить меру ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним!».
Идея государственного регулирования розницы активно обсуждалась в 2006 году. С нею выступил спикер Госдумы Борис Грызлов. Тогда депутаты рассматривали возможность разработки федерального закона о введении государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Законотворцы апеллировали к опыту стран, где существует госмонополия на производство и (или) продажу алкоголя (Белоруссия, Болгария, Норвегия, Канада, Швеция, Финляндия).
Однако идея госрегулирования розницы вызвала у участников рынка резкое неприятие. Тогда производители пообещали, что единственным итогом кампании станут «советские» очереди за алкоголем, и обвинили парламент в нецелесообразном давлении на рынок.
«Для того чтобы сделать государственную розничную сеть по продаже алкогольной продукции, необходимы годы и миллиардные инвестиции»,— считает Дмитрий Добров.
По мнению главы Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза, госрегулирование розницы чревато полной национализацией алкогольной индустрии: «Такими темпами государство на рознице не остановится, оно захочет монополизировать и оптовую торговлю, и производство».

Регулировать или не регулировать рынок алкоголя?
Вопрос о госрегулировании в алкогольной индустрии может быть поднят на одном из ближайших заседаний президиума правительства. Свои предложения по реформе отрасли разрабатывает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
Предполагается, что правительство рассмотрит вопросы ужесточения ответственности за нелегальный оборот алкоголя, ставки акцизов и ликвидацию льгот по их уплате. Росалкогольрегулирование при этом выступает за снижение акцизов, а за их увеличение выступает Минфин, настаивающий на повышении сборов в казну в период кризиса.
Похоже, именно повышение сборов в казну период кризиса, спровоцировали новую волну интереса к вечной теме госмопонополии на алкоголь. И снова рынок встречает эту идею в штыки. Но ведь деньги решают не всё.
К примеру, в Финляндии и Швеции за двадцать лет с момента учреждения государственных компаний, осуществляющих розничную продажу алкоголя, изменилась структура потребления — от крепких алкогольных напитков в сторону вина и пива. Может быть, и России уже пора?