Федеральные власти всерьез озаботились отладкой механизма утилизации старых автомобилей. Правда, одно министерство разрабатывает меры для развития в России автомобильного рынка, а другое — для улучшения экологической ситуации.
Однако и в том и в другом случае речь идет о введении бонусов и премий автовладельцам за утилизацию старых «железных коней».
Старьё — под пресс!
После предложений по увеличению максимальной стоимости авто для льготного кредитования (см. Российским иномаркам — зелёный свет) федеральные власти заинтересовались примером Германии, где продажи новых автомобилей благодаря субсидиям (2500 €) за утилизацию старых выросли почти на 40%.
Разработать ряд мер по развитию автомобильного рынка в России, в том числе по выплатам владельцам транспортных средств за переданные на утилизацию легковые автомобили старше 10 лет Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития дал премьер-министр Владимир Путин.
Предложения о введении премии за утилизацию обсуждаются ведомствами с начала года, но готовых решений пока нет. Идея возникла, когда дал эффект аналогичный механизм в Германии, рассказал «Ведомостям» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
Тогда же была создана рабочая группа по утилизации, состоящая из чиновников и автопроизводителей. Г-н Коровкин пояснил, что размер премии мог бы составить $1000-1500. Однако пока точных сроков выполнения поручения нет.
Игорь Коровкин уверен, что премии за утилизацию можно ввести в России не раньше чем через два года. Сейчас для этого нет ни предприятий по утилизации автомобилей, ни законодательства, ни запланированных под это предложение сумм в бюджете. При этом в России ежегодно выходит из строя 6-7% парка, т.е. около 2 млн. автомобилей. Как правило, это происходит в двух случаях: после очень сильной аварии или полного износа автомобиля.
Сейчас старые и разбитые автомобили практически не утилизируют, из автомобиля выбирают все компоненты, которые можно продать, а остальное отправляют на свалку. Страховые компании продают негодные к эксплуатации машины фирмам, специализирующимся либо на продаже годных остатков, либо восстанавливающим их, добавляет руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов.
Проблема утилизации старых машин заинтересовала и экологов
На создание полноценной инфраструктуры для утилизации автомобилей в России нужно 25-30 млрд. руб., говорит директор «Экотехмаша» Юрий Бабенко, но, чтобы заинтересовать бизнес, требуется дополнительное финансирование полной утилизации автомобиля — по его оценке, около $100 на одно транспортное средство.
Ростом количества неутилизированных старых машин обеспокоились и экологи. Так, Минприроды подготовило поправки в законодательство, предусматривающие усиление ответственности автовладельцев за утилизацию бесхозных или вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Предлагается ввести бонусы в размере до 50 000 руб. за сданные на утилизацию машины. Эти бонусы могут быть зачтены при покупке нового автомобиля, произведенного в России, или экологически чистого моторного топлива.
Также поправки предусматривают упрощение порядка признания автомобилей потерявшими потребительские свойства и принципа их снятия с учёта. Кроме того, вводятся специальные требования к утилизации автотранспортных средств, исключающие нанесение ущерба окружающей среде. Органы местного самоуправления смогут при этом получить право признавать брошенное транспортное средство бесхозным и направлять его на утилизацию. Предлагается установить штрафы за несоблюдение правил размещения потерявших потребительские свойства автомобилей.
Глава Красноярского регионального общественного движения автовладельцев (КРОДА) Иван Смолин, назвал меры, разрабатываемые федеральным правительством для спасения российского автомобильного рынка, нужными, но запоздавшими.
«Германия — единственная из стран запада в январе-мае нарастила продажи новых автомобилей. Последовать ее путём — пожалуй, дествительно правильная попытка принять какие-то меры, которые могут способствовать увеличению продаж и обновлению автопарка России, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ Иван Смолин.
— Сейчас только экономически можно простимулировать людей покупать новые машины. Однако, я боюсь, эти меры запоздали, сейчас у потребителей уже не осталось денежных запасов, которые можно потратить на покупку нового автомобиля. Механизм в любом случае нужно разрабатывать, но пережить кризис автопрому такие меры уже не помогут. Этот проект рассчитан на дальнюю перспективу и принесет реальные результаты через два-три года».
Русские умельцы смогут одну машину утилизировать дважды
Иван Смолин также отметил, что если сумма премии действительно будет составлять 1000–1500$, это скорее побудит избавляться от действительно старых машин, которые давно сняты с учета и годами хранятся в гаражах.
«Поскольку техника снята с учета и налоги за неё не платятся, её, скорее всего, будут перекупать у владельцев и утилизировать. Главное, чтобы государство учло специфику русского характера и вывело верный механизм, чтобы не возникало ситуаций, когда одну машину можно будет утилизировать дважды и дважды получить премию, — подчеркивает г-н Смолин.
— Надо жестко пресечь коррупцию в салонах технического осмотра. Ведь большой процент машин проходит техосмотр левыми путями. По моим оценкам, полную процедуру техосмотра не проходят минимум 25-30% всех машин».
Ситуация с попытками российских властей реанимировать авторынок напоминает старый советский анекдот, когда США, чтобы космонавты могли справлять малую нужду на орбите, потратились на изобретение специальной ручки, а СССР выдало своим космонавтам карандаши. Может следует, не тратя силы на адаптацию зарубежной «ручки» к местным условиям, разработать свои эффективные «карандаши»?