Штрафом в размере 400 015 140 руб. закончилось рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного Красноярским УФАС России в отношении РЖД. Основание — злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ).
Как сообщает пресс-служба Красноярского УФАС, РЖД «намеренно не применяла понижающего поправочного коэффициента при определении тарифа за перевозку руды со станции Кия-Шалтырь до станции Ачинск-2 прямыми отправительскими маршрутами в адрес Ачинского глиноземного комбината».
Отказ в предоставлении маршрутной скидки, сообщает Красноярское УФАС, РЖД объясняла тем, что на пути следования по маршруту Кия-Шалтырь — Ачинск-2 нет «хотя бы одной технической станции, освобождаемой от технических операций с поездом».
Ранее по этому факту УФАС возбуждало дело по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Причиной послужило заявление транспортной компании «Красопергруз» (этой компании РЖД отказывалось снижать тарифные ставки). Антимонопольным органом было установлено наличие на пути следования двух технических станций, на которых переработка поезда вышеназванного пути следования не производится. В результате рассмотрения дела РЖД была признана нарушившей антимонопольное законодательство, отмечает в официальном сообщении.
По информации газеты «Ведомости», до 2009 г. «Красопергруз», 76% акций которого принадлежит «Востоксибпромтрансу» (ВСПТ), был единственным перевозчиком сырья для АГК. Весной комбинат заключил договор на перевозку сырья с Первой грузовой компанией (ПГК, «дочка» РЖД), которая предложила более выгодные условия для перевозки грузов, комментирует ситуацию представитель РУСАЛА Ольга Санарова.
Это привело к тому, что с 8 по 15 апреля 2009 г. поставка нефелиновой руды на АГК не велась из-за отказа «Востоксибпромтранса» (владеет подъездными путями к Кия-Шалтырьскому руднику и погрузочной инфраструктурой) обслуживать ПГК.
Тогда со стороны РУСАЛа звучали заявления о скорой полной остановке Ачинского глиноземного комбината, а вслед за ним и самого КРАЗа из-за позиции «Востоксибпромтранса».
После вмешательства в ситуацию правительства края была достигнута договоренность, что 50% руды продолжит возить «Красопергруз», 50% — ПГК и поставки на комбинат возобновились в обычном режиме.
А Красноярское УФАС тогда признало наличие сговора между ОАО «РЖД» и ОК «РУСАЛ» и возбудило дела по признакам нарушения ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» («Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов»). Впрочем, финал этой истории еще впереди.
Нынешний же штраф, наложенный на РЖД, — 0,01 суммы выручки за период нарушения — это минимум, отмечают в Красноярском УФАС. Законом предусматриваются штрафы до 0,15 размера суммы выручки от реализации услуги, на рынке которой произошло правонарушение.
Однако генеральный директор юридического агентства «А и партнеры» Антон Калинин отметил в разговоре с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ, что у РЖД есть возможность оспорить данное решение Красноярского УФАС России в судебном порядке. Если компания подаст на обжалование, то и осуществлять выплату штрафа в указанные ведомством сроки (в течение месяца) не придется. А далее все будет зависеть от результатов судебного разбирательства.
Красноярская железная дорога (филиал РЖД) не считает себя нарушившей антимонопольное законодательство.
Как подтвердила РЕКЛАМЕ-МАМЕ специалист по связям с общественностью Красноярской железной дороги (КрасЖД) Ольга Гацко, сложившаяся ситуация имеет давнюю историю, в которой имеет место и конфликт между ПГК и «Красопергруз».
После того, как Красноярское УФАС в результате рассмотрения дела, инициированного по заявлению «Красопергруза», признало РЖД нарушителем антимонопольного законодательства, компания уже в марте 2009 года обратилась в Арбитражный суд, чтобы обжаловать это решение, говорит г-жа Гацко. Уже прошло два предварительных заседания по этому делу, очередное назначено на 18 июня.
Если будет признана правота КрасЖД, решение УФАС о наложении на РЖД штрафа в размере 0,4 млрд. руб. за злоупотребление доминирующими положением будет аннулировано: отпадут основания для взыскания штрафа, уверены в КрасЖД.
Но как бы там ни было, пока от маленькой, но шумной войны «на путях» к Ачинскому глиноземному самые большие PR-потери несет пока именно РЖД.