Кризис больно ударил по отрасли страхования: большинство местных игроков рынка близки к банкротству. Такое пугающее признание сделали представители Сибирской ассоциации страховщиков.
У красноярских страховщиков упаднические настроения
Многие компании закрылись, и даже вполне солидные страховщики близки к банкротству, при этом клиентам приходится месяцами ждать положенных выплат, сообщает «СТС-Прима».
Особенно нелегко приходится попавшим в ДТП автовладельцам, застраховавшим свою гражданскую ответственность. «Система страхования упала, — таков вердикт председателя Сибирской ассоциации страховщиков, гендиректора страховой компании «Возрождение-Кредит» Валерия Ревкуца.
Однако «черные списки» доступны только специалистам. В России нет специальной службы, которая отслеживала бы неблагонадежные компании и, что главное, информировала клиентов об их неблагонадежности.
Федеральная служба страхового надзора вывешивает на своем сайте только списки мелких компаний, у которых отозвали лицензию. Монстры же страхового бизнеса даже с огромными задолженностями продолжают работать.
«Мне бы тоже очень хотелось, чтобы появилась такая структура, которая могла бы сообщить: вот этот завтра уйдет с рынка по такой-то причине, но этого никогда не будет, — посетовал Валерий Ревкуц. Страхователям, хотят они того или не хотят, придется брать на себя ответственность за свой выбор: сомневаетесь — собирайте дополнительную информацию.
По словам Ревкуца, даже ведущие компании, которые занимают значительную долю рынка, испытывают серьезные трудности: их выплаты зашкаливают за 100 процентов.
Ряды компаний, занимающихся ОСАГО, заметно поредели
Количество компаний, занимающихся ОСАГО, также продолжает сокращаться. По информации газеты «Вечерний Красноярск», сейчас этим видом страхования в крае занимается всего 54 компании (в прошлом году было 64). Причем более 20 из них выплатили клиентам больше денег, чем получили.
По словам Валерия Ревкуца, встречаются случаи, когда потери компании превышают пять тысяч процентов! В Красноярском крае, например, рекордом является цифра в 5617%. Однако это уже крайний случай, когда у страховщика всего один клиент и страховой случай таки наступил.
«Когда выплаты приближаются к 77%, страховщик может начинать беспокоиться о доходности ОСАГО. Мы уже перешагнули этот рубеж. Правда, опытные страховщики должны были на протяжении предыдущих лет создавать некоторые резервы, которые бы позволили использовать их сейчас. Умение управлять рисками — одно из немаловажных условий успешного страхования, — считает Ревкуц.
Сейчас убытки терпят даже такие заметные страховые компании, как «Росгосстрах — Сибирь», «Ингосстрах», «Надежда», «Согласие», «РЕСО-гарантия», группа «Ренессанс Страхование», «РОСНО», «Уралсиб», «Прогресс-гарант». Отозвана лицензия, по информации «ВК», у трех компаний. Это «Русская страховая компания», «Гранит», «Метрополис».
Если автовладелец «потерял» свою компанию, необходимо обращаться в представительство Российского союза автостраховщиков в Новосибирск (телефон (383) 227-07-95 или 221-96-71).
Каждая фирма обязана по три процента из своих средств отчислять в специальный резервный фонд, с помощью убытки будут урегулированы. Если компания работает, но обещанной компенсации приходится ждать несколько месяцев, можно смело обращаться в суд. Правда, положительного решения суда также добиться совсем непросто — нужно иметь много времени и стальные нервы.
Страховому рынку грозит передел
Нынешняя ситуация, уверен Валерий Ревкуц, должна привести к перераспределению рынка. Профессиональные страховщики начали все больше задумываться, какой должна быть структура портфеля и расходов на ОСАГО.
Кроме того, 26 марта изменились тарифы, территориальные коэффициенты для Красноярского края возросли: для столицы региона этот показатель взлетел с 1,3 до 1,7, по остальным населенным пунктам с 0,5 до 0,7.
Эксперты считают, что в скором времени суммы, которые платят автолюбители страховщикам, вырастут примерно в полтора раза. К тому же, по прогнозам г-на Ревкуца, количество ДТП может сократиться. Согласно прогнозам, уровень выплат в таком случае должен уменьшиться примерно на 20%.
Что в конечном итоге спасет отрасль — повышение тарифов или грамотное управление бизнесом, покажет только время.