новость

Белинского и Гоголя из «Гугла» понесем

Продажи книг в России уменьшились на 20%. Таковы итоги первого квартала кризисного 2009-го. Те, кто сейчас покупает книги, стараются выбрать что подешевле, а те, кто продает — открывают дискаунтеры, урезают торговые площади или покидают рынок.
Однако настоящим библиофилам кризис не помеха. Тем более что и электронные версии книг всегда под рукой.

сократились не только продажи, но и выпуск книжной полиграфической продукции
Сократились не только продажи, но и выпуск книжной полиграфической продукции

По данным Росстата, сократились не только продажи, но и выпуск книжной полигра­фической продукции — на 38,9% по срав­нению с тем же периодом прошлого года. Это больше, чем падение производства газет или журналов (18,4 и 27,6% соответственно).

Повсеместно отмечается смещение покупа­тельского спроса в сторону среднего (300-700 рублей за книгу) и низкого (менее 300 рублей) сегмента цен. При этом сумма среднего «книжного» чека составляет 200-400 рублей.

Следует отметить, однако, что не все продавцы книг ощутили проблемы, связанные с кризисом. Так, в московской книжной сети «Библио-глобус» не заметили резкого снижения спроса на книги и отмечают, что люди стали реже покупать деловую, экономическую и техническую литературу, а вот в учебной, художественной и эзотерической литературе потребности покупателей даже увеличились.

очень хорошие показатели продаж у детских книжек
Очень хорошие показатели продаж у детских книжек

«Комсомольская правда» сообщает, что по Москве в целом продажи книг росли.
Как рассказала «КП» коммерческий дирек­тор Московского дома книги Наталья Юма­шева: «По сравнению с прошлым годом на 7-10% выросли продажи фантастики и фэн­тези, на 10-12% больше мы продали и учебной литературы, очень хорошие пока­затели у детских книжек».
Гендиректор сети магазинов «Новый книжный» Михаил Воронцов объясняет это тем, что в тяжелые времена люди обращаются за поддержкой к литературе. К тому же книги — сравнительно недорогое по сравнению с прочими развлечение.

В Красноярске тоже не отмечают ухудшения ситуации в книжном ритейле. Как сказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ исполнительный директор книготорговой сети «Книголюб» Юрий Тарантин: «Мы не наблюдаем снижения книжных продаж. Напротив, имеется даже небольшой рост. Те читатели, кто покупал книги для себя и своих детей, продолжают делать это и сегодня. А что касается кризиса, который затрагивает торговлю книгами…
Просто, я считаю, у нас в стране слишком много людей, которые предпочитают объяснять свои ошибки в бизнесе не внутренними, а внешними причинами». Не наблюдается оттока покупателей и в магазине «Меридиан». (Другое дело, что уже сейчас в книжных магазинах начинается обычный для этого времени года «мертвый сезон»: с наступлением тепла люди предпочитают грядки и лужайки уютному отдыху с книгой на диване.)

Но в целом по стране, если верить данным статистики, картина иная. Каждая пятая книга, которая была бы продана раньше, осталась лежать на магазинной полке. Правда, и здесь книготорговцы настроены оптимистично. Вячеслав Ухов, PR-директор компании «Топ-книга», управляющей брендами «Лас-Книгас», «Книгомир» и др., сообщил порталу BFM.ru: «Это лучше наших ожиданий, ранее мы планировали снижение на 25%».

Перспективным для книжного рынка в условиях кризиса специалисты считают создание дискаунтеров. В Красноярске книжно-канцелярский дисконт-центр «Бестселлер» (см. «Красноярцам стало не до книг») открыла компания «Бирюза».
«Топ-книга» также собирается преобразовать в дискаунтеры ряд своих торговых точек: около 20 в 14 регионах продаж. Товар там будет продаваться за полцены, затем достигнет 70%, а в дальнейшем книга сможет быть реализована всего за 10-20 рублей. Правда, как мы уже сообщали, Красноярск не попал в число городов, где будут размещены дискаунтеры «Топ-книги»: по мнению менеджеров компании, население нашего города имеет высокую покупательскую способность и готово тратить на книги не меньше, чем раньше.

Еще одна тенденция на российском книжном рынке — закрытие мелких магазинов и сокращение торговых площадей. Согласно прогнозам Института глобализации и социальных отношений, в течение этого года в стране будет закрыто от 30 до 45% «книжных». В Москве уже обанкротились сети «Букбери» и «Книжная поляна».

Резко выросла популярность аудиокниг
Резко выросла популярность аудиокниг

А еще — и это только отчасти связано с кризисом — обычной книге дышит в затылок цифровая. Резко выросла популярность аудиокниг, а продажи «электронных» — кар­манных компьютеров — повсеместно пере­живают бум. Фанаты покет-, ноут- и прочих буков справедливо считают, что нет ничего проще, чем за пять минут скачать из Интернета давно желанную книгу, которой в обычном магазине не сыскать днем с огнем.

Да и за бумажной новой книгой все чаще ходят не в реальный, а в виртуальный магазин: в сети вылавливать нужную лите­ратуру быстрее и дешевле. Правда, пока это в большей степени справедливо для Москвы, поскольку в регионах цена книги обрастает значительными надбавками за доставку, и сам заказ слишком долго добирается до покупателя. Но это отставание — дело времени.

Так что кризис настоящим любителям чтения не страшен: найдут, где облиться над вымыслом слезами. Глядя в мерцающий экран, например.

Экономите ли вы на покупке книг?

Юлия, домохозяйка:
— Очень незначительно. Если книга мне необходима, я куплю ее в любом случае. Недавно нам понадобилось купить одну редкую книгу в подарок, но разыскать ее удалось только в интернет-магазине, работающем на заграницу. Попросили знакомого в Германии, он заказал ее и переслал потом нам. Так что никакие трудности меня не остановят.

Антон, биолог:
— Нет. Недавно увидел в «Академкниге» издание, которое давно искал. Купил, не задумываясь. Коллеги теперь завидуют.

Нина, пенсионерка:
— Я уже много лет записана в библиотеку и всегда беру книги там. А цены в книжных магазинах - это издевательство какое-то. И без всякого кризиса.

Мария, менеджер:
— Да, с тех пор как начались проблемы с зарплатой, книги я покупать перестала. Предпочитаю теперь брать новинки у знакомых или читать в компьютере.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).