В кризис как российские, так и красноярские торговые сети активизировали дисконтные программы: доход, может, быть, и ниже, зато удается сохранить покупательский поток.
Федеральное государственное учреждение «Объединение «Росинформресурс» в марте — апреле 2009 г. изучило цены в крупных городах Центрального федерального округа и проинтервьюировало 80 владельцев и менеджеров сетевых и независимых магазинов, чтобы понять, как кризис повлиял на работу розницы, сообщают «Ведомости».
Чтобы компенсировать рост цен, продуктовый ритейл предлагает бонусные программы
Как оказалось, за это время цены в магазинах выросли сильнее, чем показывал индекс потребительских цен Росстата. Государственная статслужба отметила, что к апрелю 2009 г. продовольственные товары подорожали в сравнении с декабрем 2008 г. на 5%.
Мониторинг «Росинформресурса» выявил за то же время в Центральной России рост цен на продукты в среднем на 9% (в лидерах здесь чай и кофе, цена на который в отдельных городах выросла на 35%).
Признавая значительный рост цен, ритейлеры говорят о меньшем падении продаж, чем Росстат. По его данным, оборот розничной торговли продуктами к марту по сравнению с декабрем снизился на 18,7%, а работники торговли говорили о среднем снижении продаж продуктов на 9%.
Управляющие разными магазинами — как продовольственными, так и бытовой техники — заметили, что сильнее всего падает спрос на дорогие товары: покупатели экономят. Магазины стали продавать больше хлеба, молока, яиц и картофеля. А вот потребление деликатесных продуктов сократилось более чем в 2 раза.
«Люди просто не уверены в завтрашнем дне, поэтому стараются тратить меньше», — объясняет снижение продаж Дмитрий Потапенко, управляющий сетями «Гастрономчикъ» и «Марка». С другой стороны, добавляет он, ритейлеры вынужденно снижают объемы закупок и ассортимент из-за уменьшения числа поставщиков импортной продукции, не переживших девальвации.
Похоже что торговые сети кооперируются с стотовыми операторами по цветовой комплиментарности
Объем закупок и ассортимент продуктовых магазинов в Центральной России уменьшились с начала года на 6-7%, указано в отчете «Росинформресурса». Лидер российской продуктовой розницы — X5 Retail Group в отчете за 2008 г. сообщила, что уже к концу прошлого года сократила ассортимент на 20% до 3000 товарных знаков.
Когда участников исследования спросили, принимают ли они антикризисные меры, помогающие сохранить предприятие, половина дала отрицательный ответ. Для них сокращение закупок и ассортимента — вынужденный шаг. Другая половина респондентов призналась, что в первую очередь проводит распродажи (об этом заявило 64% участников), затем сокращает объем закупок (46%).
Активно пользуются снижением цен как антикризисным инструментом и красноярские ритейлеры. В супермаркетах поменяли ценники на фрукты, овощи, мясо птицы, сахар и др., сообщает телекомпания «СТС-Прима». Продукты можно купить процентов на 10 дешевле. По информации РЕКЛАМЫ-МАМЫ, скидочные акции регулярно проводят все крупные красноярские сетевики.
В «Пятерочке», как рассказал Вячеслав Славкин, начальник отдела рекламы и PR этой сети супермаркетов, действует акция «Основные товары недели», подразумевающая еженедельное снижение цен на ряд популярных товаров повседневного спроса.
Каждые две недели проходят так называемые листовочные акции по снижению цен в «Каравае». «Если раньше были популярны различные розыгрыши и бонусы, то сейчас, в период кризиса, активизировалась именно товарно-ценовая реклама, — отметил Максим Маминов, директор по маркетингу сети супермаркетов «Каравай».
Прямая товарная реклама,
да еще и с указанием скидки,
сейчас наиболее популярна
Заметную активность в направлении дисконта проявляет «Красный Яр». В мае объявлена акция «Выгодная цена», в рамках которой 700 товаров будут продаваться с очень значительными скидками — 50-70%; в ряде магазинов с двадцатипроцентной скидкой продаются свежие фрукты.
При этом крупные игроки рынка все же стараются удержать покупателя чем-то большим, нежели просто скидки.
Так, в «Красном Яре» 1 мая стартовала акция «Фестиваль красоты с «Herbal Essences»: покупатели продуктов Herbal Essences, Pantene, Londa или Wella получают призы и принимают участие в розыгрыше сертификатов на посещение салона красоты или на участие в профессиональной фотосессии. Кроме того, «Красный Яр» предлагает совместную программу скидок с МТС. Подобная бонусная программа с сотовым оператором есть и в сети «Командор».
Бонусами и скидочными программами продуктовые сети пытаются сохранить
лояльность клиентов, с начала кризиса активно посматривающих
в сторону дискаунтеров и небольших магазинчиков формата «у дома»
«Такие программы эффективно стимулируют покупателя к увеличению суммы чека», — пояснил РЕКЛАМЕ-МАМЕ Дмитрий Полуянов, директор отдела маркетинга сети «Командор». Тривиальными скидками на товары в «Командоре» тоже не пренебрегают: ежемесячно снижаются цены на 150-200 товаров. По словам Дмитрия Полуянова, это достигается как работой с поставщиками, так и снижением торговой наценки — по некоторым товарам до нуля. Это уменьшает доход, но помогает сохранить покупателя, что в кризис при снижении спроса особенно важно.
«С товаром и размером скидки нужно угадать. Не угадал — проиграл, — рассуждает г-н Полуянов, — зато, если расчет верный, эффект от акции будет значительный. К примеру, удачной оказалась наша акция по продаже куриной грудки по 69 рублей за килограмм».
Словом, инструментом скидок, как и, к примеру, молотком надо уметь пользоваться: можно палец сломать, а можно и гвоздь успешно забить.