В апреле темпы роста инфляции и безработицы замедлились. Неужели это первый шаг к стабилизации экономической ситуации в России? Эксперты не спешат радоваться цифрам.
В апреле цены выросли на 0,7% — в 1,9 раза меньше, чем в марте, и вдвое меньше, чем в прошлом апреле, приводят «Ведомости» данные Росстата. Инфляция составила 13,2% годовых против 14% в марте. В прошлом году в это время цены, наоборот, разгонялись: с 13,3% за год по март до 14,3% по апрель.
Цены по-прежнему растут,
но уже гораздо медленнее
Снижение произошло по всем основным группам товаров: продовольствие дорожало медленне в 2,4 раза, непродовольственные товары — в 1,4 раза, услуги — вдвое. Больше всего выросли цены на медикаменты: некоторые — на 8,6%.
За январь — апрель цены выросли на 6,2% (6,3% годом ранее). Продавцы осознали, что пересидеть кризис не получится, и начали снижать цены вслед за падающим спросом, отмечает экономист «Траста» Евгений Надоршин.
Торможение цен связано с адаптацией розницы к снижающимся доходам населения, уточняет экономист Центра развития ГУ-ВШЭ Оксана Осипова: они стали падать с ноября, однако спрос рос еще три месяца — люди закупались впрок. Во II квартале снижение доходов продолжится и это отразится на инфляции — она будет ниже, чем в апреле — июне прошлого года (3,8%), считает Осипова.
В Красноярском крае, по данным Крайстата, рост цен в апреле также несколько замедлился (с 4,9% к декабрю 2008 года до 0,6% к марту 2009 года).
Однако уже в III квартале рост цен по России восстановит прошлогоднюю скорость, а в IV может ее превысить, уверена Оксана Осипова: «Замедление роста цен — временно». Цены на сырьевые товары растут, прекратилось падение цен на продовольствие, в пересчете на рубли оно подорожало с июля на 1,5%, а с января — на 26%, подсчитала Осипова.
Долговая нагрузка в пищепроме и сельском хозяйстве одна из самых высоких: 29% и 50% при 25% в среднем по экономике, продолжает она, высокие ставки по кредитам будут заложены в цены. По ее прогнозу, к концу года цены вырастут на 15%. Рост цен вернется, согласен и Надоршин: по мере стабилизации экономики предприятия более склонны повышать цены, чем выпуск.
По итогам года инфляция может оказаться даже ниже расчетной
Эффект девальвации исчерпан, и начался длительный тренд снижения цен, возражает Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Спрос продолжит снижаться: рост цен на нефть после трехкратного падения слишком скромен для разгона доходов и инфляции. По ее оценке, к концу года инфляция снизится до 9%. Прогноз Минэкономразвития — 13%.
Неоднозначная ситуация и в области занятости населения. По данным Минздравсоцразвития, сообщают «Ведомости», есть повод для оптимизма: за последнюю неделю апреля уровень регистрируемой безработицы впервые с октября 2008 г. упал — на 0,7%, составив 2,268 млн. (минус 15 800 человек).
К 29 апреля наиболее существенное снижение регистрируемой безработицы произошло в Еврейской автономной области, Республике Тыва, Астраханской и Сахалинской областях. Наибольший рост сохранился в Иркутской и Нижегородской областях, в Москве и Санкт-Петербурге.
По информации Газеты.ru , еще на прошлой неделе премьер Владимир Путин констатировал замедление еженедельных темпов роста безработицы: в январе — феврале — на 9%, в марте — апреле — на 1,6%.
Причин падения несколько. Именно в апреле могли начать действовать меры, предпринятые правительством. Реальные деньги стали доходить до предприятий и регионов, что и смогло обеспечить позитивный эффект, говорит замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Начало сказываться влияние антикризисных мер: проведены госзакупки, регионы реализуют программы занятости, осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса.
С другой стороны, после таких масштабных вливаний под административным давлением региональных властей оказываются службы занятости: правительство хочет эффекта от программ по борьбе с безработицей. Поэтому процедура регистрации для безработных стала значительно сложнее: зачастую им отказывают по формальным основаниям, сетует руководитель Центра социальной политики Института экономики Евгений Гонтмахер.
«Происходит также и административное давление на работодателей — компании в регионах вынуждены не увольнять людей, а снижать им зарплату, в том числе за счет перехода на сокращенный рабочий день», — добавляет Гонтмахер.
Еще одна причина спада безработицы — сезонный фактор. Многие предпочитают не идти в службы занятости, а заняться сельскохозяйственными работами на собственных приусадебных участках. Все эти факторы окажут лишь временный эффект: в дальнейшем безработица будет только расти. «Меры правительства на 90% направлены на финансовую поддержу безработных, а не на создание новых рабочих мест», — констатирует Гонтмахер.
Красноярский край по данным Росстата (считаются по методике ВОТ)
имеет один из самых худших показателей по безработице.
В агентстве труда и занятости Красноярского края к позитивным данным за последнюю неделю апреля отнеслись скептически. По словам пресс-секретаря агентства Ирины Чернявской, данные меняются постоянно, и официальными можно считать только ежемесячные подсчеты. Однако положительная тенденция налицо.
«Темпы роста безработицы в крае снижаются: если в январе на учет ежедневно ставили до полутора тысяч человек, то сейчас — около 200», — рассказала РЕКЛАМЕ-МАМЕ Ирина Чернявская. Официальный уровень безработицы (который учитывает только количество официально зарегистрированных в службах занятости безработных — РМ) к численности экономически активного населения по краю, по данным сайта агентства , на 1 апреля 2009 года — 3,3%, на 1 марта эта это число составило 3,1%, на 1 января — 2,3%.
Хотя официально рост безработицы прекратился, ситуация
в сфере занятости тревожная
При этом по данным Росстата, которые приводит «КоммерсантЪ» , средний уровень безработицы по России — 9,5%. Росстат считает по методике Всемирной организации труда (ВОТ), включая в расчеты не только официально регистрируемую безработицу, но и ряд других сведений (в том числе, количество уволенных, ищущих работу, занятых в теневом секторе экономики и др.).
В Сибирском федеральном округе уровень безработицы еще выше российского. А в Красноярском крае — 14,48% плюс 3,32% так называемой предбезработицы (вынужденные отпуска, неполная рабочая неделя). Это один из самых высоких показателей в Российской Федерации. Такое сочетание показателей уже не может объясняться «временными проблемами работодателей» в январе — феврале, пишет газета.