Государственная Дума рассматривает пакет поправок, предусматривающих заметное ужесточение наказаний для нарушителей антимонопольного законодательства. Теперь за некоторые преступления они могут получить срок до 7 лет лишения свободы.
Госдума готовится принять в первом чтении новую редакцию 178-й статьи УК, сообщает «Российская бизнес-газета». Эти поправки — одна из основных инициатив второго антимонопольного пакета, направленного правительством на рассмотрение в Госдуму.
Цель подготовленных ФАС поправок — не только реализация принципа неотвратимости ответс&твенности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства, но и обеспечение реальной возможности применения данной статьи правоохранительными органами.
Законопроект предлагает установить ответственность за наиболее опасные виды запрещенных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, в том числе за установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, ограничение доступа на рынок, необоснованные отказ или уклонение от заключения договора.
Злостным нарушителям антимонопольного законодательства вынесли последнее китайское предупреждение
Так, за ограничение или устранение конкуренции, доступа на рынок, а также за неоднократное злоупотребление доминирующим положением будет установлен штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей (сейчас — до 200 тысяч рублей) и срок лишения свободы до трех лет (сейчас — арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет).
Под неоднократным злоупотреблением доминирующим положением предложено понимать совершение в течение трех лет более двух таких действий, за которые нарушитель привлекался к уголовной ответственности.
За нарушения, допущенные с использованием служебного положения или сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, или причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, предусмотрено лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет. Если те же нарушения совершены с применением насилия или угрозой его применения, максимальный срок лишения свободы может составить семь лет.
Кто будет гнобить конкурентов,
будет сидеть в тюрьме
Однако лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления, возместило причинённый ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход от преступления.
В проекте также предложено определить размеры особо крупного ущерба и особо крупного дохода — в действующем законодательстве эти цифры отсутствуют. Предлагается особо крупным ущербом считать сумму, превышающую 3 миллиона рублей, доходом в крупном размере — сумму свыше 5 миллионов рублей, доходом в особо крупном размере — 25 миллионов рублей.
Опрошенные «РБГ» эксперты отметили, что предложенные поправки логичны, однако закон нуждается в дальнейшей доработке.
Так, Сергей Мигин, замгенерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства, выразил мнение, что наше антимонопольное законодательство до сих пор является одним из самых мягких по сравнению со многими развитыми странами.
А между тем ограничение конкуренции является серьезным видом экономических преступлений. Поэтому введение уголовной ответственности — правильный шаг. Бизнес и чиновники должны понимать, что ответственность за нарушения антимонопольного законодательства должна быть неотвратимой и паритетной.
Конечная цель ужесточения законов — защитить потребителя от монополиста
Надежда Ерилова, руководитель департамента налогов и права УК «Независимые директора», считает, что при всей очевидной необходимости внесения изменений надо обратить внимание на отдельные аспекты.
Так, недоумение вызывает новелла о признаке неоднократности совершения конкретного преступления как необходимом условии наступления уголовной ответственности.
То есть один раз можно и даже в особо крупном? Все-таки преступное деяние есть преступное деяние, а не становится таковым только со второго раза.
Еще одна ремарка «РБГ» — в отношении оснований освобождения от ответственности: «лицо ... возместило ущерб ИЛИ перечислило в ... бюджет доход...». Это «или» немного смущает — не имеется ли в виду альтернатива: хочу — ущерб возмещу, а хочу — доход отдам». Это ведь могут оказаться совсем несоизмеримые суммы. Думается, что только полное И возмещение ущерба, И отказ от незаконного дохода могут явиться основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Олег Харченко согласен, что антимонопольные законы мягковаты
Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Олег Харченко согласен с тезисом о чрезмерной мягкости российского антимонопольного законодательства. По его словам, любое предписание ФАС приостанавливается на время судебного разбирательства.
«К примеру, монополист отключает рубильник. Мы выдаем предписание, чтобы он его включил. А он обжалует решение в суде и может 9 месяцев судиться, а через 9 месяцев уже и экономическая ситуация абсолютно переменилась…
178-я статья УК, поправки к которой сейчас рассматривает Госдума, существует с 1995 года, и за эти почти 15 лет по ней не было принято ни одного судебного решения!» — рассказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ Олег Петрович.
Кстати, в Китае в антимонопольном законодательстве предусмотрены и расстрельные статьи. «Разумеется, в России такого никогда не будет, но ужесточение наказаний в этой сфере и дальнейшая доработка документов необходимы — закон должен работать, — уверен Олег Харченко.