24 апреля сто сотрудников Красноярского завода тяжелого машиностроения будут пикетировать здание краевого правительства. Требование работников к собственникам предприятия угадать легко: это возвращение долгов по зарплате.
Общая сумма задолженности на КЗТМ за прошлый год составляет 33 млн. рублей, и если она не будет погашена в ближайшее время, за пикетом, как обещают профсоюзные лидеры, последует голодовка.
В декабре 2008 г. работники «Крастяжмаша» уже пикетировали краевое правительство
В декабре прошлого года между владельцем завода, Ашотом Тумасяном, и профсоюзным комитетом было подписано соглашение о том, что руководство Крастяжмаша будет своевременно выплачивать текущую зарплату и с марта 2009 года начнет рассчитываться с долгами. Соглашение подписывалось при участии правительства Красноярского края.
Однако если первый пункт документа выполняется, то погашения долгов машиностроители так и не дождались. «33 млн. — это зарплата сотрудников за август — декабрь 2008 года, — говорит лидер профкома завода Елена Вундер. — За три месяца нынешнего года не выплачено ни одного рубля. Уволенные сотрудники не получили зарплату за отработанные месяцы и выходные пособия. Более того, им отказываются выдавать даже справки по сокращению, а следовательно, люди не могут встать на учет в службу занятости и получать пособие».
Массовые сокращения прошли на ООО КЗТМ после того, как в конце октября прошлого года завод был признан банкротом, и вместо него при тех же владельцах образовалось новое предприятие — ООО КТМ, которое производит тяжелую экскаваторную и горнодобывающую технику, запчасти и комплектующие к ним. В новое ООО перешли работать 250 человек из 380 сотрудников старого, а 110 работников попали под сокращение. Интересная деталь: в числе сокращенных оказался и профсоюзный комитет в полном составе.
Г-н Тумасян обещал рассчитаться с долгами после того, как продаст часть оборудования. Правда, кто будет приобретать средства «тяжелого» производства в условиях кризиса, неясно. Может, все-таки нашлись покупатели? Ведь в пресс-службе завода отмечают: «Уже в этом месяце планируется начать первые выплаты по старым долгам».
В правительстве Красноярского края тоже надеются на благополучное разрешение конфликта. Помощник министра промышленности и энергетики края Павел Преловский сообщил газете «КоммерсантЪ»:
«Сейчас с собственником КЗТМ проводятся переговоры о полном погашении долгов по заработной плате перед сотрудниками предприятия». А в прошедший понедельник должна была состояться расширенная встреча всех заинтересованных сторон.
Однако обещаниями владельцев работники завода сыты по горло. Многие больше надеются на прокуратуру, которая возбудила уголовное дело по факту невыплаты сотрудникам КЗТМ заработной платы за два месяца. «Сейчас дело находится в производстве. Предпринимаются меры прокурорского реагирования по побуждению руководства компании к погашению имеющейся задолженности», — говорит помощник прокурора Красноярского края Елена Пимоненко.
Кризис добавит работы прокуратуре: задержки зарплат растут
Кризис, судя по всему, заметно добавит работы силовикам. Красстат сообщает:
на 1 апреля этого года задолженность по зарплате организаций г. Красноярска перед своими работниками составила 111,1 млн. рублей.
Красноярский край в целом с долгами в 675,3 млн. рублей занимает «почетное» второе место по просроченной задолжности по зарплате среди всех регионов Российской Федерации. Рекордсмен по невыплаченным деньгам — «КрасЭйр»: компания должна своим работникам более 300 млн. рублей.
Ситуация по России в целом не менее тревожная. По данным Росстата на 1 апреля текущего года, общие долги организаций перед сотрудниками превысили 8,755 млрд. рублей, и это не считая фирм, занимающихся мелким предпринимательством. Около трети задолженности, 2,589 млрд. рублей, тянется еще с прошлого года, а 665 млн. рублей даже с 2007-го.
Интересно посмотреть и на распределение должников по отраслям. 48% долгов по з/п дают обрабатывающие производства, 17% — транспортная сфера и перевозки, как ни странно, «всего» 12% — строительство и 7% — сельское хозяйство.
И кризис практически не оставил шансов на то, что эти деньги попадут в руки тех, кто их давно заработал. Остается пикетировать бастионы чиновников и надеяться, что голодать, в том числе и в политических целях, все же не придется.