Невежливым автомобилистам придется больше платить. Госудума окончательно утвердила законопроект, который увеличивает наказание для водителей, не пропустивших пешеходов на «зебре», в десять раз - до 1 тысячи рублей.
Самым распространенным видом ДТП по-прежнему остается наезд на пешеходов
Депутаты Госдумы из всех мер воздействия на беспечных пешеходов и безалаберных водителей предпочли избрать одну — наказание рублем. Так в конце прошлой недели депутаты утвердили новые штрафы за нарушения Правил дорожного движения, пишут «Новые Известия».
Водитель, не пропустивший пешехода на «зебре», теперь будет должен компенсировать хамское поведение на дороге штрафом в 800-1000 рублей, в то время как сейчас за подобное нарушение могут выписать протокол лишь на 100 руб. или вынести устное предупреждение.
Утвержденный нижней палатой парламента законопроект также в пять раз увеличивает штраф за перевозку детей без специального кресла — со 100 до 500 рублей. Таким образом, наказание за провоз ребенка в машине без кресла приравняли к штрафу за непристегнутый ремень безопасности.
К пешеходам законодатели отнеслись милосерднее — штраф за переход дороги в неположенном месте возрастет «всего» в два раза — со 100 до 200 рублей. Правда, встреча при этих обстоятельствах с инспектором ГАИ может закончиться и устным предупреждением.
Депутаты уверены, что ужесточение наказания поможет не только искоренить хамское поведение на дорогах, но и сократить уровень смертности пешеходов. В пояснительных документах к законопроекту подчеркивается, что самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий по-прежнему остается наезд на пешеходов: по итогам первого полугодия 2008 г. зарегистрировано более 35 тыс. таких случаев, что составляет больше трети всех ДТП.
«Непредоставление преимущества пешеходу — одно из самых серьезных нарушений, это как проезд на красный свет или выезд на встречную полосу», — заявил председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. «В России просто опасно для жизни быть пешеходом, у нас по-прежнему остается крайне низкой водительская культура», — отмечает первый замруководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева.
Пешеходный переход должен быть снабжен не только разметкой, но и хорошо видимым
освещенным знаком
Автомобильные правозащитники отнеслись к поправкам критически.
«Последние пять лет депутаты всех уровней устраивают соревнование — кто больше внесет поправок в автомобильную главу административного кодекса, — считает вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — Если депутаты от «Единой России» уважают своего партийного лидера, то они должны припомнить, что сказал три года назад Владимир Путин, касаясь вопроса обеспечения безопасности на дорогах страны.
Во-первых, строительство новых дорог, во-вторых, оперативное прибытие скорой медицинской помощи к месту ДТП, в-третьих, повышение качества подготовки водительских кадров. Но Госдума отбросила эти рекомендации и взяла только репрессивную составляющую. А одними репрессиями ожидаемого результата не достичь никогда».
Очередное повышение штрафов приведет к росту размеров взяток, считают они.
«Азбука гласит: чем выше сумма штрафа, тем больше размер взяток, — убежден г-н Ольшанский. — К чему привело ужесточение наказание водителей за управление машиной в нетрезвом виде? Их стало меньше? Ничуть. Только размер «мирного договора» между правонарушителем и гаишником вырос в разы — с 500 долларов до 2-5 тысяч «зеленых».
Глава Красноярского регионального общественного движения автовладельцев (КРОДА) Иван Смолин с мнениями федеральных коллег согласен, отмечая, что для понижения уровня смертности пешеходов и водителей нужно обеспечить дороги полноценными дорожными переходами, а в идеале заменить «зебры» виадуками и «подземками».
Иван Смолин: «У нас в городе правильно оформленных «зебр» просто нет
»
«Ясно, что государство пытается ситуацию со смертностью на дорогах изменить, но идет не в том направлении. Количество ДТП от размера штрафов не зависит.
Но властям проще увеличением штрафов вообще приостановить движение, чем построить нормальные дороги. Как показывает практика развитых стран, пока не произойдет разделение потоков пешеходов и автомобилей, а также автомобилей по встречным направлениям, ситуация на дорогах не изменится.
Если «зебры» заменить виадуками и подземными переходами, то штрафы за «невежливость» будут просто не нужны», — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ Иван Смолин.
«Когда будут в городе нормальные «зебры», тогда и автовладельцы будут более воспитанными по отношению к пешеходам. Платить же новые штрафы будут либо ленивые, либо безграмотные водители, — уверяет г-н Смолин. — Согласно государственным стандартам, пешеходный переход должен иметь яркую разметку и освещенный, хорошо видный в любое время суток знак пешеходного перехода.
Если «зебра», на котором автомобиль не уступил дорогу, не соответствует требованиям ГОСТов, то любой грамотный автовладелец может оспорить наложенный на него штраф. У нас в городе сейчас должным образом оформленных «зебр» просто нет. Поэтому у красноярских водителей есть все основания в случае наложения штрафов по этим статьям обращаться в суд».