Несмотря на падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса малых предприятий становится меньше: бизнес приспособился.
Такой вывод делает «ОПОРА России» на основании мартовского мониторинга состояния дел в малом и среднем бизнесе.
Российский бизнес приспособился
к новым условиям
Мониторинг «ОПОРы» — проект, призванный отслеживать изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении компаний МСБ, и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении всего 2009 года руководители и владельцы 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.
По данным исследования, все больше компаний полагают, что положение в ближайшее время кардинально меняться не будет. То есть к жизни в новых условиях малый бизнес приспособился, комментирует ситуацию «Российская газета».
Оценка состояния малого и среднего бизнеса на март 2009 г.
(на основе опроса предпринимателей в регионах России)
С этим утверждением согласен и Сергей Миночкин, заместитель отдела предпринимательства министерства экономики и регионального развития Красноярского края.
«Прогнозировать сложно. Однако, я думаю, бизнес не столько, как говорят, нащупал дно, а скорее нащупал линию поведения, — отметил Сергей Миночкин в беседе с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ. — Бизнес адаптировался к современным реалиям — сокращению спроса, повышенным ставкам по кредитам. Предприниматели снова берут кредиты, возвращают уволенных и даже открывают новые предприятия. Положительные тенденции в сфере малого и среднего бизнеса налицо».
Если в начале года к ухудшению дел готовились около половины опрошенных, то сейчас — чуть более трети.
До 41% (по сравнению с 26% в начале года) выросла доля компаний, считающих, что особых изменений в их состоянии в ближайшее время не произойдет. И 27% компаний ждут улучшения ситуации уже через месяц.
Основные проблемы малого и среднего бизнеса России на март 2009 г.
(на основе опроса предпренимателей в регионах России)
Но это не означает, что все проблемы исчезли и решать их не надо. Сейчас только около 21% компаний характеризуют свое состояние как хорошее, 30% — оценивают состояние бизнеса негативно, остальные предпочитают формулировку «ни хорошо, ни плохо». При этом около половины компаний (46%) продолжают отмечать падение спроса на свою продукцию (в начале года таких было 63%).
У половины предприятий продолжает увеличиваться объем задолженности со стороны покупателей. По-прежнему сохраняются серьезные проблемы с кредитами: сегодня для 40% компаний привлечение займов связано с большими сложностями, а для 28% практически невозможно.
Предприниматели отмечают значительный рост цен на продукцию и услуги своих поставщиков. Треть компаний уже имеют долги, чаще перед поставщиками. В структуре задолженности все больше неуплаченных налогов (40%).
Увеличивается прессинг со стороны правоохранительных и налоговых органов. Резко возросла активность проверяющих организаций: если в начале года лишь каждый двадцатый респондент отмечал эту проблему в качестве ключевой для своего бизнеса, то в мартовском мониторинге ее отметил уже каждый десятый.
В рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период лидирует «падение спроса». На втором месте — «дефицит финансовых ресурсов», на третьем — «неплатежи со стороны покупателей».
Что собирается предпринимать малый и средний бизнес в ближайшее время
Но отрасли по-разному реагируют на кризис.
Так, по итогам трех месяцев мониторинга предприятия торговли, производства и бытовых услуг главной проблемой назвали спад спроса на продукцию и услуги. Дефицит финансов поставили на 1-е место среди проблем предприятия сельского хозяйства, общественного питания, строительной и транспортной отрасли. А для сферы ЖКХ важнее других проблем неплатежи покупателей.
В сфере предоставления интернет-услуг снижение спроса выражено незначительно. Об этом РЕКЛАМЕ-МАМЕ рассказал Алексей Дунаев, генеральный директор компании «Райт сайд»: «В кризис люди не перестают интересоваться информацией, и поэтому отток клиентов у нас несравнимо меньше, чем, скажем в строительной отрасли».
Чтобы остаться на плаву, большинство компаний (60%) собираются сокращать издержки, 23% планируют изменить ассортимент, 30% будут сокращать зарплаты или персонал и 13% компаний предполагают пойти на снижение цен.
При этом малый бизнес продолжает надеяться на помощь государства. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые каникулы (49%), помощь с кредитами (49%) и замораживание тарифов (40%).
Но уж чего-чего, а налоговых каникул от государства, которое того и гляди введет полпроцентный налог с оборота (см. подробнее «Налоговые горки по-русски») , как в анекдоте, «не дождетесь».