Большинство россиян считают, что в кризис количество людей и предприятий, занимающихся благотворительной деятельностью, сократится. Это выяснили социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения.
ВЦИОМ опубликовал результаты опроса о том, что думают россияне о благотворительности, как скажется кризис на желании людей бескорыстно помогать другим и готовы ли россияне безвозмездно совершать добрые дела. В опросе участвовало 1600 человек из 140 населенных пунктов в 42 областях, краях и республиках России.
Кризис — враг благотворительности, так по данным опроса, считают подавляющее большинство респондентов. 55% опрошенных уверены, что количество людей, занимающихся благотворительностью, в скором времени уменьшится, 5% считают, что увеличится. И 28% полагают, что экономическая ситуация не изменит число потенциальных благотворителей.
Падает число россиян, декларирующих готовность лично заниматься благотворительностью: 47% респондентов сказали благотворительности «да», из них 30% — безусловно, да и 17%, согласны заниматься благотворительностью в том случае, если такая деятельность будет пользоваться поддержкой и признанием государства. Для сравнения, в 2007 году на этот же самый вопрос положительно ответило 55% респондентов.
Когда уровень жизни снижается, люди нуждаются
в помощи и внимании
Наряду с этими изменениями выросла доля тех, кто не готов заниматься благотворительностью, — с 31% в 2007 году до 39% сейчас. Наибольшая готовность к участию в благотворительности наблюдается среди россиян моложе 44 лет (51-53%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (62%).
При этом опрос показал, что россияне наиболее склонны считать, что благотворительность — дело каждого человека (63%), а не только людей состоятельных (33%). Кроме того россияне уверены, что благотворительная деятельность должна быть анонимной. Реже встречается мнение, что добрые дела должны быть известны окружающим (36% против 56%).
Благотворительная деятельность должна быть бескорыстной, считает 43% респондентов. Реже опрошенные заявляют о необходимости моральной поддержки людей, занимающихся благотворительностью (33%). И только 18% наших сограждан полагают, что государству следует материально поощрять благотворителей.
Генеральный директор Благотворительного фонда Александра Хлопонина Ольга Бусовикова с логикой общественного мнения согласна, однако отмечает, что от благотворительности в первую очередь откажутся те лица и предприятия, которые занимались этой деятельностью ради корыстных целей.
«По моему мнению, те люди, которые занимались благотворительностью или декларировали свою деятельность, как благотворительную только для получения политических дивидендов, и сократят такую деятельность. Так как денежные дивиденды в контексте разворачивающихся событий ограничивают их возможности. Но, я уверена: те люди, которые занимались благотворительностью по зову души и сердца, они как творили добрые дела, так и будут этим заниматься дальше», — уверена Ольга Бусовикова.
Александр Иванов: крупные предприятия сконцентрируются на соцпрограммах
Генеральный директор известного социальными и благотворительными программами «Енисейского речного пароходства» Александр Иванов считает, что в первую очередь от благотворительности откажутся представители мелкого бизнеса, а крупные предприятия наоборот сконцентрируются на социальных программах.
«Количество благотворителей в кризис сократится, — уверен Александр Иванов. — Прекратят благотворительную деятельность компании, работающие в сегменте мелкого бизнеса. Ведь, если у самих компаний сейчас дебит с кредитом не сходится, то, как бы ни хотели бизнесмены помочь, не получается, поскольку нет ни малейшей возможности. Это объективный фактор, от этого мы не уйдем.
Поэтому крупные предприятия должны осознавать наложенную на них ответственность. Ведь в кризис, когда уровень жизни снижается, люди очень нуждаются в помощи и внимании».
По мнению руководителя фонда Хлопонина, многие пускали на благотворительные цели «лишние» деньги. «Когда все было хорошо, мы все занимались благотворительностью, поскольку у нас были лишние средства, которые можно было направить на это, — рассказывает РМ г-жа Бусовикова. — Если среди красноярских предприятий и организаций будет наблюдаться тенденция к сокращению социальных и благотворительных программ, чего я пока не замечаю, то грош цена такой благотворительности. Думаю, такого развития событий не произойдет, ведь сокращать благотворительные программы в настоящее время не очень логичная мера».
«Невзирая на то, что экономические изменения коснулись и нашего пароходства, все благотворительные и социальные программы и проекты мы сохраним, и будем уделять этим вопросам особое внимание. Думаю, отказавшись от благотворительных программ, мы потеряем гораздо больше — если окажемся черствыми по отношению к нуждающимся в помощи людям», — уверяет Александр Иванов.