Обсудив законы о митингах, которые готовятся ко второму чтению, депутаты Заксобрания пришли к выводу: в случае действительно крупных народных волнений все законодательные нормы окажутся бесполезны, и разруливать ситуацию властям придется с помощью ударных ракетных дивизий.
1 марта депутаты Заксобрания собрались, чтобы обменяться мнениями по законам о митингах, ранее принятым краевым парламентом в первом чтении.
Начали депутаты с документа, которым устанавливаются места, где проведение митингов и шествий запрещается, — по мысли законодателя, к таковым следует отнести объекты инфраструктуры, которые играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности города.
Депутаты попытались конкретизировать, как и где проводить митинги в Красноярске
Депутат Артем Черных отметил, что некоторые моменты в законе не конкретизированы.
«Логика закона понятна: необходимо определиться с объектами, где мероприятия должны быть запрещены априори, поскольку они могут угрожать безопасности граждан. Но мы ограничиваем возможность проводить производственные собрания на таких объектах», — сказал Черных.
Он предложил прописать в законе возможность проводить производственные собрания в специально определенных помещениях даже на объектах социальной и транспортной инфраструктуры.
Всеволод Севастьянов отметил, что традиционные маршруты митингов зачастую проходят мимо объектов, рядом с которыми проведение массовых акций запрещается законами, и привел для примера «телеграф на Мира».
В связи с этим он призвал не распространять действие закона на традиционные маршруты шествий,
поскольку «у нас не Болотная и не Пушкинская», и налагать запрет на манифестации рядом с объектами инфраструктуры следует только «в случае возможности возникновения реальной угрозы для функционирования этих объектов».
Кроме того, он предложил освободить от действия закона вузы, поскольку «даже при царе и в советское время управление вузом осуществлялось на демократической основе». В этом требовании его поддержали и Татьяна Волоткевич, и Алексей Клешко — последний объяснил, что «студентов сейчас и так образовывают так, что хоть учись, хоть не учись».
Депутат Владимир Бедарев предложил конкретнее сформулировать понятие объектов жизнеобеспечения, поскольку к ним при желании можно отнести и продовольственные магазины, и дать определение «прилегающей к объектам инфраструктуры территории», на которой, согласно закону, митинги также планируется запретить, «указав ее в метрах».
Черных возразил, что в федеральном законе понятие прилегающей территории определено как земельный участок, закрепленный за объектом, а значит, «как бы нам со своим краевым метражом не попасть впросак».
Но Клешко идею с метражом подержал, заметив, что помимо территории объекта важно еще и не перегородить подходы к нему.
«В Москве какое-то молодежное движение живой сетью окружало торговые точки, которые продавали алкоголь несовершеннолетним, и не давали людям пройти, не заступая на территорию этих ларьков. В трезвом уме мы надеемся, что этого не будет, — невольно встал на защиту незаконопослушных торговцев алкоголем Клешко. — Но у нас, я извиняюсь, как с законом о тишине — одному нужно в 10 утра гвоздь вколотить, а другой кричит: по закону не имеешь права. И вместо того, чтобы дать договариваться между собой соседям, мы принимаем краевой закон».
На этом с обсуждением закона о запретных для митингов местах рабочая группа закончила, и депутаты перешли ко второму документу — о специально отведенных для митингов местах, где массовые мероприятия могут проводиться без уведомлений.
Клешко внес предложение не ограничиваться одним специально отведенным на весь город местом, а определить несколько.
Партии продолжат собираться по уведомлению в центре Красноярска
Депутаты же поставили под сомнение принцип отказа от уведомлений. Клешко подтвердил, что слово в законе действительно было использовано «не самое удачное». Севастьянов призвал искать правильную формулировку.
«Нормальным оппозиционерам скрывать намерение провести общественное мероприятие нету смысла. Скрывать могут лишь те, кто злоумышление затевает», — сказал Севастьянов.
И в слове «намерение», и в слове «злоумышление» ударение он сделал на предпоследнюю «е».
Отсутствие уведомлений, по мнению Севастьянова, создает правовую основу для провокаций.
«Недавно на территории Госдумы нетрадиционного образа лица решили провести молчаливый протест — собраться и просто целоваться, больше ничего. После этого появляются представители православной общины и начинают махать кулаками», — привел пример провокационных действий Севастьянов.
Акции без уведомлений, по его мнению, вредны и с точки зрения обеспечения безопасности.
«Чтобы обеспечить безопасность, надо, чтобы кто-то знал, что эти мероприятия проводятся. 2 сержанта, которые будут в этом специально отведенном месте дежурить, пока сообразят своим сержантским соображением, что нужно делать, пока дозвонятся до нашей бюрократии, будет уже поздно», — сказал Севастьянов.
Волоткевич страхов Севастьянова не разделила.
«Меня не очень пугает, что придет 500 ужаленных на предмет, допустим, того, что надо не на четырех колесах на машине ездить, а на пяти. И еще столько же придет и скажет — нет, на трех! И будут между собой драться. Меня это не пугает. Если им нравится этим заниматься, если они другого самовыражения в жизни не нашли, пусть оно такое у них и будет», — сказала Волоткевич.
Но Клешко констатировал, что право собираться без уведомлений прописано на уровне федерального закона. Он подчеркнул, что предыдущая форма проведения массовых акций с подачей уведомлений городским властям никуда из закона не уходит, но появляется и новая — о проведении акций без согласования с муниципалитетом в специально отведенных местах.
Однако рецепт для устранения претензий Севастьянова у него был — он предложил снизить предельную численность участников публичных акций в специально отведенном месте с 5 тыс. до 1 тыс., что понизит риски возникновения беспорядков.
Без уведомления разрешат собираться только в специально отведенных местах. Но малыми группами
Депутат Черных и вовсе предложил ограничить порог пятью сотнями участников.
«Все сложившиеся политические силы края привыкли к системе проведения акций через подачу уведомлений. Площадь Космонавтов сегодня стоит рассматривать как место для проведения оперативных небольших мероприятий, заявлять здесь громадную численность не имеет смысла», — сказал Черных.
Члены других фракций подтвердили — все партии, как и раньше, намерены проводить свои массовые акции в центре, согласовывая их по старинке с муниципалитетом.
Своеобразный итог теме подвел уполномоченный по правам человека в крае Марк Денисов.
«Сфера публичных массовых мероприятий в крае выстроена органично. Вы стремитесь в законе предусмотреть все возможные случаи, даже анекдотичные.
Вы говорите — придет одна партия, приведет 5 тыс. человек, другая еще 5 тыс. и третья 5 тыс. Это форс-мажор, вообще революция, массовые беспорядки.
В этом случае власти города и края вводят чрезвычайное положение, сюда вводятся войска, начинается как в Египте и так далее. Если про такой сценарий говорить, то в нем вообще никакие законы не действуют, тут нормального развития ситуации не будет.
Сейчас к обычному формату проведения митингов через уведомления добавляется второй — для маленьких партизанских групп, для флешмобов, собаководов, филателистов и любителей космических полетов: чтобы они не путались под ногами у политических тяжеловесов.
Много надуманного, потому что информационная среда разогрета Болотной и Манежной. Но у нас не Москва и даже не Урал», — сказал Денисов.
Клешко добавил, что в случае египетского сценария привлекут не войска, а сразу ракетную дивизию.