По всей видимости, в начале ноября вместе с введением в красноярских маршрутках электронной проездной карты вырастет и плата за проезд. Для того чтобы система электронной оплаты была востребована, нужно повысить цену «билета» минимум на 3 руб., уверяют местные перевозчики. В министерстве транспорта края сообщают, что подробности по поводу изменения тарифов станут известны в октябре.
На электронные карты переведут всех красноярцев
Согласно постановлению главы города Петра Пимашкова, в красноярских маршрутках с 1 ноября будет введен электронный проездной. Сделано это будет для повышения эффективности и качества транспортного обслуживания, а также совершенствования системы оплаты транспортных услуг. Все необходимые документы для реализации задуманного мэр города обязал подготовить департамент транспорта городской администрации уже в октябре.
«Нам нужно разработать положение о транспортной карте, объявить и провести конкурс по определению компании—оператора по эмиссии, обращению, обслуживанию транспортных карт и т.д. Сейчас работа над этим ведется, — рассказывает ДЕЛА.ru пресс-секретарь департамент транспорта Светлана Арсентьева. — По замыслу, это будет электронный проездной билет, который могут приобрести все желающие для безналичного расчета в общественном транспорте».
Михаил Омышев:
при введении карт плату за проезд надо повышать
Однако, как выяснилось, дело введением одного только безналичного расчета в маршрутках может не ограничиться. Как рассказал ДЕЛА.ru председатель правления ассоциации пассажирских перевозчиков Красноярска Михаил Омышев, система электронной оплаты, которую мэрия планирует запустить с 1 ноября, при нынешних ценах за проезд обречена на провал.
«Сейчас проезд в маршрутке стоит 11 руб. Если ввести оплату по карте, то перевозчик с учетом всех посредников будет получать 10 руб. 40 коп. Выходит, если перевозчики сейчас с тарифом в 11 руб. работают в минус, то с этими карточками мы уйдем в еще больший минус, да еще и деньги за проезд будем получать задним числом, — поясняет Михаил Омышев.
— Ни один здравомыслящий коммерсант на такую операцию не пойдет. Это же касается и пассажиров. Скажите, кто будет специально покупать карточки, когда можно проехать в автобусе и без нее, заплатив аналогичную сумму? Совершенно ясно, если цены не пересмотрят, то широкого распространения эта система не получит».
При внедрении электронного билета плату за проезд нужно повысить минимум на 3 рубля
По словам г-на Омышева, для внедрения системы электронного билета нужно повысить проезд в маршрутках минимум на 3 руб.
«Чтобы система электронной оплаты заработала, нужно повысить оплату за проезд, и ввести разницу между безналичным и наличным расчетом за проезд в размере 2 руб. Например, по обычному тарифу проезд стоит 14 руб., а по электронной карте — 12 руб. Это будет выгодно для всех. Во-первых, это простимулирует пассажиров приобретать карты, а во-вторых, на таких условиях согласны будут работать по картам все перевозчики. С этим предложением мы неоднократно выходили на министерство, но пока ответа так и не дождались».
Несмотря на пессимистичный настрой перевозчиков, их мечты об увеличении цен на проезд могут стать явью.
Конкретная информация о новых тарифах на маршрутки появится в середине октября
Пресс-секретарь министерства транспорта Красноярского края (это ведомство регулирует вопрос изменения тарифов за проезд в маршрутках) Виктория Мамаева в разговоре ДЕЛА.ru информацию о планирующемся повышении не опровергла, но прокомментировать не смогла:
«Пока комментарии по поводу изменения тарифов на проезд в общественном транспорте министерство транспорта дать не может. На данный момент этот вопрос находится на стадии согласования. Конкретная информация появится в середине октября».
Хотя в министерстве транспорта пока об изменениях тарифов заявлять не спешат, руководитель предприятия «Красноярскавтотранс» (оно занималось внедрением проездных карт для пенсионеров) об инициативе мэра по введению электронных билетов для всех жителей и грядущем изменении цен за проезд говорит, как о свершившемся факте.
«Технология безналичной оплаты имеет целый список преимуществ для пассажиров и перевозчиков. Но самый главный плюс нововведения заключается в том, что проезд по транспортной карте будет обходиться пассажирам гораздо дешевле наличного расчета, — комментирует ДЕЛА.ru директор государственного предприятия «Красноярскавтотранс» Марат Саитов.
В других городах электронные транспортные карты давно уже внедрены
— Пока не могу назвать конкретных цен, проект находится в департаменте на разработке, но могу уверить, когда система будет внедрена, и красноярцы начнут применять транспортные карты, спрос на них будет бешеный.
Будут разработаны отдельные тарифы для тех, кто ездит по карте и по наличному расчету. Для людей, которые будут платить наличными за разовые поездки, тариф будет выше. Если человек совершает больше двадцати поездок в месяц, выгода от использования карты будет ощутимой».
По словам Марата Саитова, внедрение системы электронной оплаты в других городах Сибири проходило по аналогичной схеме: на несколько рублей повышались цены за проезд, а альтернативным вариантом предлагался более дешевая оплата по картам.
«Особых сложностей внедрения этой системы не вижу. Перевозчики знают, что будут работать по карточкам, необходимое оборудование у них есть, технически оснащаться не надо. Организационно, наверное, на первых порах будет тяжело отстроить работу, все-таки в Красноярске работает около 60 перевозчиков с более 1,5 тыс. машин.
Также могут быть некоторые саботирующие действия со стороны кондукторов. Подобное встречалось в Новосибирске, когда кондукторы умышленно ломали терминалы, чтобы больше собирать наличных средств. В Красноярске таких ситуаций удавалось избежать за счет введения премий за каждого «электронного» пассажира. Думаю, удастся и на этот раз», — подчеркнул директор «Красноярскавтотранс».
ссылка на комментарий
Константин Кнапнугель
ИП (владелец красноярского автопредприятия с парком в 60 автобусов и персоналом в 300 чел.)
— Нет ничего удивительного в том, что расходы автопредприятий Красноярска в разы превышают доходы. На рынке очень тяжелая ситуация, с него продолжают уходить перевозчики. Обанкротилась «КАТК» (Красноярская автотранспортная компания). Компания, принадлежащая предпринимателю Курбанову, тоже разорилась (ее автобусы сейчас стоят на пустыре в Солонцах). И таких случаев масса.
Если перевозчик каждый день работает, это еще не значит, что у него все хорошо. На примере моего предприятия могу сказать — только за топливо должны более 1 млн руб. И продолжаем заправляться в долг. По автозапчастям такая же ситуация, плановые ремонты не делаются уже давно, про капитальные мы вообще забыли.
Вот смотрите, сегодня 30% всех маршрутов, обслуживающих город, принадлежат городской администрации. Чтобы покрыть разницу между доходами и расходами у муниципальных перевозчиков, городской бюджет выделил в этом году свыше 100 млн руб. И даже с учетом этого муниципалы не жируют, а только сводят концы с концами, у них тоже есть задолженность по зарплате.
Так вот, если муниципальные автобусы в части технического состояния еще держатся, то подвижной состав частных предприятий находится просто в плачевном состоянии.
По поводу технического оснащения. Сейчас содержать автобусы ПАЗ предприятия еще могут, можно свести «по нулям». Но большие автобусы (МАЗ, НЕФАЗ, ЛИАЗ и т.д.) настолько дороги в обслуживании, что не вписываются ни в какую бухгалтерию.
Сами посчитайте, смена колеса у ПАЗика стоит 4 тыс. руб., у того же МАЗа — 9 тыс. руб., генератор на ПАЗ стоит 6 тыс. руб., на МАЗ — 56 тыс. руб., двигатель на ПАЗ — 120 тыс. руб., на МАЗ — 1 млн 300 тыс. руб. Поэтому в первую очередь банкротятся предприятия, которые поверили властям и закупили большие автобусы, а на плаву остаются те, кто, как и прежде, работает на ПАЗах.
Проблемы, которые испытывает отрасль, — всецело заслуга краевой власти. Мы представляли плановые повышения тарифов, и министр промышленности Денис Пашков с нашими доводами согласился, но никаких действий от властей мы так и не дождались.
А предлагали мы сделать тариф дифференцированным, как в Москве. Например, там сам тариф — 26 руб., но если ты много ездишь, то получаешь скидку до 10 руб. за поездку. Перевозчики готовы были пойти на это, несмотря на то, что расходы, не связанные с содержанием парка, постоянно росли. За электроэнергию в прошлом году мое предприятие платило 76 тыс. руб., а сейчас 138 тыс. руб.
Ситуация настолько усугубилась, что повышение тарифов даже до 14 руб. не спасет. Повысить тарифы сейчас — как к постели умирающего таблетку принести. Поздно пить таблетки. Недофинансирование отрасли, которое длилось несколько лет, невозможно перечеркнуть повышением тарифов. Даже если случится фантастика — сделают проезд по 20 руб., банкротства автопредприятий все равно будут продолжаться, потому что у некоторых компаний автобусный парк изношен уже на 100%, а заменить его без дополнительных вливаний невозможно.
ссылка на комментарий
Светлана Арсентьева
Консультант департамента транспорта администрации Красноярска
Администрацией города ведется работа по сохранению и развитию отрасли пассажирских перевозок в городе Красноярске. За 2 года с рынка пассажирских перевозок города по различным основаниям ушли 2 перевозчика, новых предпринимателей–перевозчиков в этом бизнесе за указанный период не появилось.
В соответствие с законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10 2003 № 131-ФЗ в полномочия органов местного самоуправления не входит оценка финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий. Бухгалтерская отчетность предприятий частной формы собственности является коммерческой тайной и представляется только в налоговые органы. Согласно ст. 26 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью созданных им муниципальных предприятий.
В настоящее время перевозку пассажиров по городским маршрутам осуществляют 3 муниципальных автотранспортных предприятия и 1 предприятие «Горэлектротранс», включающее 2 троллейбусных и 1 трамвайное депо, а также 67 организаций частной формы собственности.
С 2008 г. доля муниципального транспорта на рынке пассажирских перевозок выросла с 18% до 30%. Для муниципальных предприятий за этот период приобретено 285 новых полунизкопольных автобусов, 4 трамвайных вагона, что существенно улучшило качество, безопасность и экологический уровень перевозок. Коммерческими перевозчиками приобретено 177 автобусов. Весь городской пассажирский транспорт работает под контролем Центральной диспетчерской службы.
Вопросы тарифа на пассажирские перевозки находятся в компетенции Правительства Красноярского края. Решение выносится на основе представленных перевозчиками расчетов по утвержденной методике. В городе ведется работа по внедрению на пассажирском транспорте транспортной карты, в целях повышения эффективности и качества транспортного обслуживания населения.