Федеральное правительство откроет рынку финансовой аренды второе дыхание. Минэкономразвития разработало поправки к закону о лизинге, которые облегчат жизнь лизинговым компаниям.
Красноярские представители отрасли считают, что нововведения расширят базу потенциальных клиентов и позволят решать проблемы эффективней.
В ближайшие дни правительство собирается рассмотреть поправки в закон о лизинге. Документ, разработанный чиновниками из министерства экономики и регионального развития, предлагает внести в существующий закон о лизинге четыре изменения.
Во-первых, разрешить внесудебное изъятие предмета лизинга, во-вторых, позволить передавать в лизинг имущество, приобретенное по договорам подряда, в-третьих, распространить использование лизинга на бюджетные организации и физлиц и, наконец, в-четвертых, узаконить вторичный лизинг.

Будет разрешено внесудебное изъятие предмета лизинга
По мнению участников лизингового рынка, данный законопроект снимет проблемы, тормозящие развитие этой отрасли в России.
Важным шагом является узаконивание внесудебного порядка изъятия предмета лизинга у недобросовестных клиентов. Согласно действующему закону, если лизингополучатель не соглашается отдать предмет, взятый в финансовую аренду, единственный способ вернуть имущество — обращение в суд. И здесь возникает проблема.
«Сегодняшняя судебная практика показывает, все разбирательства по поводу отзыва имущества назад нередко могут длиться год, а то и больше. И пока ты судишься, твой клиент продолжает использовать полученную в лизинг технику, не платя при этом ни копейки лизинговой компании. Фактически новый законопроект направлен на решение этого спорного момента и забирает у лизингополучателя механизм шантажа лизинговой компании», — объясняет ДЕЛА.ru директор красноярского филиала ГК «Балтийский лизинг» Денис Белан.
Нужно отметить, что многие участники рынка проблему внесудебного изъятия уже решили, применив опыт зарубежных лизинговых компаний.
«На практике механизм изъятия предмета лизинга без суда существует давно. Это происходит по следующей схеме, в рамках лизингового договора компания прописывает пункт, согласно которому клиент, нарушающий условия договоренности, обязан вернуть взятое в финансовую аренду имущество, — комментирует ДЕЛА.ru руководитель красноярского филиала ЗАО „Столичный лизинг“ Кирилл Борисов.
— Подавляющее большинство лизинговых компаний эту схему используют, и она ни в коем случае не противоречит законодательству. Поэтому введение поправки в закон нужно воспринимать как подтверждение практических действий».
Самой значимой для отрасли из готовящихся поправок может стать снятие ограничения на заключение договоров с бюджетными организациями и физическими лицами.
Это позволит развивать новые секторы рынка. «Большинство госучреждений работает по конкурсным программам, в которых лизинговые компании согласно законодательству участвовать не могут, — говорит Денис Белан.
— В итоге проигрывают не только лизинговые компании, но и бюджетные организации. Например, зачастую больницы лишаются возможности в рассрочку приобрести дорогостоящее оборудование. С поправками мы бы могли участвовать в объявленных конкурсах, поставлять оборудование и технику».
Аналогичная ситуация складывается и с физическими лицами. «По договорам лизинга мы может обслуживать только организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Если указанные поправки вступят в силу, у лизинговых компаний значительно расширится спектр потенциальных клиентов. И это положительно скажется не только на отрасли, но и на клиентах, — рассказывает ДЕЛА.ru заместитель директора красноярской лизинговой компании „Технологии роста“ Наталья Коваль.
— Физические лица часто обращаются в компании с желанием приобрести в лизинг технику, оборудование или недвижимость. Понятно, что лизинговые компании пытаются оказывать услуги физическим лицам другими путями, но это не всегда удобно и для нас, и для лизингополучателей».

Компаниям разрешат передавать в лизинг имущество, приобретенное по договорам подряда
Важной для рынка поправкой является и разрешение работать по договорам подряда. Сейчас объект лизинга должен быть обязательно куплен, его нельзя построить. Иными словами, в лизинг ту же рекламную конструкцию не отдашь, поскольку договор купли-продажи на нее отсутствует, так как она была приобретена на основании договора подряда. Законопроект этот момент прописывает, тем самым расширяя поле для деятельности компаний, специализирующихся на финансовой аренде.
Также лизинговые компании с нетерпением ждут законодательного разрешения вторичного лизинга — возможности повторно передавать в лизинг изъятое оборудование или технику, от которой отказались или которая была отозвана назад.
Сегодня напрямую отдать в лизинг изъятое оборудование нельзя, поскольку опять же на него отсутствует договор купли-продажи (оборудование уже не куплено, а изъято), без этого новый договор о лизинге не может быть оформлен. Поэтому зачастую лизинговым компаниям приходится его продавать подставным фирмам, выкупать обратно и только затем передавать в лизинг.

Станет законным
вторичный лизинг
«Эта поправка особенно актуальна для лизинговых компаний, которые предоставляют оборудование и технику с длительным сроком амортизации, — поясняет Денис Белан. — При среднем сроке договора лизинга в 36 месяцев, предметы лизинга не успевают окончательно самортизироваться для списания. В этом случае договор вторичного лизинга решает проблему дальнейшей эксплуатации этой техники. Опять же, этот шаг сделан в первую очередь для увеличения объема продаж лизинговых компаний».
Опрошенные ДЕЛА.ru красноярские лизингополучатели и потенциальные клиенты сходятся во мнении, что поправки в закон «О лизинге» негативно на их взаимоотношениях с лизингодателями не скажутся, поскольку в сущности ничего нового не принесут.
«Действующие правила, установленные лизинговыми компаниями, позволяют и забирать назад отданное в аренду имущество, и обходить другие спорные моменты. Поэтому даже если новый закон вступит в силу, все останется как прежде, просто нынешние правила, существующие де-факто, будут прописаны в законе. Вот и все различия», — подчеркнул красноярский индивидуальный предприниматель (в лизинге 10 единиц грузовой техники).