С приходом лета на всей территории России вступил в силу второй этап «антитабачного» закона. С 1 июня курить запрещено в общественном транспорте, менее чем в 15 м от входов в помещения автовокзалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, речных и морских портов, станций метрополитена и внутри этих объектов, в лифтах, на детских площадках, пляжах, в помещениях социальных служб.

Пепельницы в ресторанах города больше не подают
Кроме того, запрет наложен на курение в ресторанах, барах и кафе. Нарушителей ждут штрафы — от 500 до 1,5 тыс. руб. для физлиц, от 30 до 90 тыс. руб. — для юрлиц.
Представители красноярского рынка общепита ожидают определенного недовольства посетителей,
но в целом рассчитывают, что запрет на курение не вызовет серьезного оттока клиентов.
«Мне кажется, запрет не отразится на посещаемости. Будет все как прежде», — полагает директор ресторана «Фон-Барон» Сергей Кудреватых.
Не так оптимистичен ресторатор Владимир Владимиров.
«Трудно сказать, ударит ли запрет по посещаемости. Пока есть опыт курящих и некурящих зон. Некурящих людей становится больше, что радует. Не знаю, как курящие будут воспринимать запрет: конечно, недовольства будут. Мы подготовили таблички о запрете, будем с народом работать, чтобы не курили», — сказал Владимиров.
Владелец ресторана «Урарту» Сергей Рыльков сам по себе запрет на курение одобрил, отметив, что он должен положительно отразиться на здоровье россиян.
«Здесь вопрос, конечно, субъективный — люди сами для себя решают, курить или не курить. Но чтобы это явление не распространялось, наверное, правильно ввести запрет. Однако есть и другая сторона медали — для людей, которые курят на протяжении 20—30 лет, даже кратковременный отказ от курения является стрессом. Если бы они могли отказаться от этой привычки ранее, они бы так и сделали», — сказал Рыльков.
По его мнению, «серьезно и радикально» на посещаемости запрет на курение не отразится, поскольку какие-то посетители в связи с его введением проиграют, но какие-то и выиграют.

Курение в кафе, по мнению рестораторов, не отразится на посещаемости. Но проблемы будут у всех
«Я понимаю тех людей, которые приходят в ресторан получить удовольствие по полной, и некоторым для полноты картины и впечатлений необходимо закурить. Но здесь опять же есть и обратная сторона — была категория людей, которая от курящих страдала. Потому что даже это разнесение на курящую и некурящую зоны, будем честными, это некий обман, потому что система вентиляции работает обычно одна на все заведение, и все равно запахи дыма распространяются, просто в меньшей степени», — сказал Рыльков.
Он отметил, что с курящими будет проводиться разъяснительная работа.
«Во-первых, мы снимем продажу табачных изделий, не будем обслуживать курящих людей — подавать пепельницы, то есть курить у них уже не будет возможности. Табличек вешать не планируем. У нас достаточно тесное общение персонала с гостями в гостевой зоне, мы будем убеждать, разговаривать с ними», — сказал Рыльков.
Исполнительный директор «Сибирской ассоциации гостеприимства» Ирина Максимова отмечает, что запрет на курение создает дополнительные трудности для персонала общепитов, которому придется вести просветительскую работу с не всегда дружелюбно настроенным контингентом.
«Все рестораторы этой мерой недовольны, что греха таить. Все, с одной стороны, понимают, что дело это благое, но, с другое стороны, запрет создает очень серьезные сложности в общественном питании. Как только люди садятся за стол и выпивают, их сразу тянет курить. Что делать с такими посетителями?
Наверное, придется участковых вызывать, чтобы штрафовать людей, которые будут курить за столиками.

Собирать штрафы с клиентов придется, привлекая полицию
Не будут же официанты и администраторы сами драться с ними, отбирая сигареты. И 500 руб. штрафа не каждый курящий будет отдавать, тем более после того, как пропустит бутылочку-другую», — сказала Максимова.
Она резюмировала, что влияние запрета на посещаемость будет напрямую связано с тем, «насколько деликатно будут сотрудники ресторанов работать с посетителями».
«Конечно, на сотрудников кафе и ресторанов ложится очень серьезная ответственность и дополнительная психологическая нагрузка — придется объясняться с посетителями, уговаривать их. От того, как будут идти эти разъяснения, очень многое зависит. Если у кого-то из персонала нервы не выдержат, можно потерять клиента», — заключила Максимова.