Поскольку РЕКЛАМА-МАМА в последнее время активно мутирует в сторону полноценного интернет-СМИ (это касается главной страницы сайта), то нам стало интересно, а что же это за зверь такой — информационное интернет-издание. Мы спросили у Яндекса. И — о чудо! — он ответил нам.
Состояние медиасферы Рунета исследовалось службой «Яндекс.Новости» за период с сентября 2008 по январь 2009. В режиме реального времени обрабатывались RSS-потоки более чем 2200 интернет-изданий. Итак, какие же параметры имеет среднее российское интернет-СМИ?
По данным службы «Яндекс.Новости», на январь 2009 года каждый будний день в российском интернете появляется как минимум 36 тысяч сообщений СМИ (каждый выходной — как минимум 9 тысяч).
Среднее СМИ в интернете выпускает 16 новостей в будний день и 4 новости в выходной. Для сравнения: каждый будний день сайт газеты «Коммерсант» выпускает 150 сообщений, издание Lenta.ru — 200, РИА «Новости» — 450. Из красноярских СМИ Newslab выдает 50-70 новостей в день (без учета обзоров, статей, блогов и т.д.), САН-Красноярск — 40-50.
Основная часть сообщений выходит в первой половине дня (с десяти утра до трех по московскому времени), примерно 10% сообщений публикуется ночью, между 22 и 6 часами по Москве. Пользователи больше всего интересуются новостями в течение рабочего дня, с 9.00 до 17.00, то есть интернет-СМИ можно назвать «дневными медиа». Утром есть газеты и радио, вечером — телевизор, а днём — интернет.
Среднее новостное сообщение состоит из 210 слов. При этом небольшая часть новостей составляет «длинный хвост» длинных публикаций (рис. 1). Из-за этого «хвоста» средняя длина новости значительно отличается от типичной, наиболее часто встречающейся.
Типичное сообщение СМИ состоит из 70-80 слов, собранных в 5-6 предложений. Заголовок такого сообщения содержит 6-7 слов. В целом, объем сообщения не связан с его темой: в каждой рубрике встречаются как очень короткие, так и очень длинные публикации. В среднем же самые короткие новости — спортивные, а самые длинные — из области науки.
Интересно, что блогеры обычно лаконичнее, чем журналисты. Средняя длина сообщений, опубликованных в блогах, 101 слово (против 210), длина заголовка - 2-3 слова.
По данным Яндекса, около 8% сообщений, вышедших осенью 2008, содержали ссылки на другие источники — названия других СМИ или прямые гиперссылки на их страницы.
Больше всего этой осенью цитировались следующие 10 изданий (приведены в алфавитном порядке): газета «Ведомости», «Газета.ru», международная информационная группа «Интерфакс», издательский дом «Коммерсант», РИА «Новости», газета «Спорт-Экспресс», радиостанция «Эхо Москвы», BBCRussian, газета Lenta.ru, ИА REGNUM.
Некоторые новости кочуют из издания в издание практически в неизменном виде. Доля таких дубликатов в российской медиасфере этой осенью, как и два года назад, составляла около 20%. Особенно много «копипейста» среди новостей политики и международных отношений: более трети (36%) сообщений на эту тематику — дубликаты. Про новости техники, интернета и культуры журналисты предпочитали писать самостоятельно (доля «копипейста» в этих рубриках составляла около 10%). Всего лишь 20% изданий осенью 2008 ни разу не перепечатали чужих материалов «вчистую».
В 14% сообщений этой осенью присутствовали комментарии экспертов — в виде прямой или косвенной речи. Больше всего комментариев сопровождало политические и экономические новости, меньше всего — новости о технике, спорте и происшествиях. Среди активных СМИ больше всего комментариев собирала газета «Континент Сибирь» — в среднем на одно сообщение газеты приходилось 3,3 комментария.
56% читателей новостей ищут информацию о последних событиях целенаправленно: заходят самостоятельно на сайт какого-нибудь СМИ, задают новостные запросы к поисковым машинам, пользуются агрегаторами новостей или ищут интернет-издания в каталогах. 29% читателей приходят на страницы СМИ через баннеры, размещенные на агрегаторах трафика, страницах других интернет-изданий или в баннерообменных сетях. Об остальных 15% читателей сложно сказать, является ли их интерес к новостям целенаправленным или спонтанным.
Основная часть событий не привлекает особого внимания и освещается всего несколькими СМИ. Новости, о которых написали более 20 изданий, составляют лишь 5% от всего объема, и только единичные события имеют еще более широкий резонанс.
Как правило, СМИ не ограничиваются узким кругом тем: всего лишь 3% изданий пишут строго на одну тему. Осенью 2008 большая часть новостей (26%) относилась к рубрике «Экономика».
Экономический кризис привлек этой осенью наибольшее внимание СМИ, перевесив все другие события. «Финансовый кризис» осенью 2008 упоминался в сообщениях СМИ более 38 тысяч раз, «экономический кризис» — более 9 тысяч раз. Более 20% новостей из рубрики «Экономика» содержали слово «кризис».
В то же время, кризис был не единственной широко освещавшейся темой из области экономики. Например, всю осень в рубрике «Экономика» выходило много сообщений «газовой» тематики, а после новогодних праздников газовый вопрос вышел на первый план. Наименее популярны наука, медицина, туризм и интернет: доля новостей, посвященных этим темам, составляла осенью 2008 года менее 1%.