Генпрокуратура инициировала проверку российских СМИ на причастность к разжиганию финансовой паники. Главный надзорный орган страны принял как руководство к действию слова президента Дмитрия Медведева, выразившего обеспокоенность возможной «дестабилизацией социальной обстановки» в связи с «финансовыми трудностями».
В период кризиса рот лучше
держать на замке
Первыми в борьбу с «сеятелями паники» вступили прокурорские работники Урала. Как сообщает «КоммерсантЪ», вчера в прокуратуре Свердловской области заявили, что начинают проверку сообщений местных СМИ, которые могли бы «дестабилизировать обстановку в регионе». «Нам поручили проверить информацию о фактах информационных атак через интернет на кредитные организации Екатеринбурга, — заявила старший помощник прокурора области Римма Бобина. — Если мы установим факты нарушения законодательства, то в отношении виновных могут последовать как дисциплинарные меры, так и уголовное наказание».
Генпрокурор
Юрий Чайка возьмет свободу слова
на контроль
Аналогичные проверки региональных СМИ вскоре начнутся по всей России. Их инициировала Генеральная прокуратура РФ, издавшая указание «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики». Прокурорам на местах поручено, в частности, «противодействовать фактам информационных атак на банки».
В прокуратурах некоторых регионов РФ «Ъ» вчера сообщили, что проверка начнется, как только будет разъяснен ее механизм. «Мы не осуществляем цензуру, — пояснили «Ъ» в пресс-службе Генпрокуратуры. — Мы проверяем достоверность информации. Например, на Дальнем Востоке были сообщения, что один из банков практически обанкротился, в итоге к нему выстроились очереди. Поэтому было дано поручение, что, если подобная информация еще будет появляться, прокурорам необходимо проверить, откуда СМИ ее взяли». Исполнение указания находится на личном контроле генпрокурора Юрия Чайки.
«Информирование граждан о ситуации в банковской сфере — это совершенно нормальный процесс, — считает секретарь Союза журналистов Михаил Федотов. - Информационных атак быть не должно, но, если СМИ замалчивают проблему или называют черное белым, — это грубейшее нарушение Конституции и закона «О СМИ».
Нет разговоров - нет и кризиса?
«Силовые структуры, как обычно, дословно трактуют то, что им сказано сверху, — считает руководитель Фонда защиты гласности Алексей Симонов. — Это как в случае с экстремизмом, под которым нынче понимается любое резкое несогласие с начальством. А теперь начальство говорит, что финансового кризиса у нас нет, есть только кризисные явления. И в этом кроется большая опасность для СМИ, особенно деловых изданий».
Известный красноярский журналист и пиарщик, в недавнем прошлом — PR-директор инвестиционной компании Сергей Дубинцов считает, что это адекватная мера.
«Не знаю, во что это выльется на практике, но сама идея такого контроля оправдана. Силой слова трудно навредить сталелитейному предприятию, а вот финансовые организации «завалить» при помощи «черного» пиара гораздо проще. Они существуют только за счет доверия граждан. В период кризиса это доверие и так сильно подорвано, люди боятся за свои деньги. Поэтому любая негативная информация, специально или по чьей-то глупости вброшенная и растиражированная в СМИ, спровоцирует отток вкладчиков и немедленное банкротство. Кроме прокуратуры, от таких атак банки никто не защитит», — считает Сергей Дубинцов.
В общем, как всегда: если в стране кризис — виноваты журналисты. В редакции посадят по прокурору, и все у нас в экономике наладится. А ведь были и другие высказывания президента — в период избирательной кампании. Про то, что «свобода — это лучше, чем несвобода». Сколько они тогда вселили надежд...