Время от времени на улицах Красноярска появляются билборды, привлекающие к себе пристальное внимание не только прохожих, но и прессы, - благодаря грамматическим ошибкам в тексте. Что это - недосмотр заказчика и изготовителя или своеобразный пиар-ход?
Салон «Звезный» стал звездой сюжетов на ТВ
На днях ответ на этот вопрос искала телекомпания «СТС-Прима». Поводом для беспокойства и заинтересованности послужили рекламные щиты мебельного магазина «Звёзный», размещенные на улицах Мичурина и 60 лет Октября. Как выяснилось, красноярцы к подобным явлениям относятся чаще всего неодобрительно и считают, что безграмотная наружная реклама «засоряет» зрительное пространство, наносит ущерб русскому языку и городской культуре в целом.
Ситуацию прокомментировал обозреватель «Лаборатории новостей» Сергей Мезенов, который уже четыре года собирает рекламные «ошибки». Сергей считает, что во всем виновата безграмотность рекламных агентств: «Кто-то же это написал? Кто-то же это прочитал, утвердил, напечатал?! Никто даже ухом не повел, что здесь такая ерунда. И куда люди смотрят, когда такое делают, непонятно!».
Журналист Сергей Мезенов коллекционирует рекламные ляпы
По мнению лингвистов, некоторые компании и рекламные агентства из-за ошибок особо не переживают. Реакция горожан, потребителей рекламы, тоже не всегда однозначна. Поэтому иногда ошибки в рекламных макетах заказывают специально. В этом уверена заведующая кафедрой русского языка КГПУ им. Астафьева Людмила Самотик. По ее мнению, когда «получатель» находит ошибку, с одной стороны, он сердится на безграмотность рекламистов, а с другой - радуется: раз ему удалось обнаружить ошибку, значит, он - грамотный человек. И тогда он обязательно прочитает весь текст.
РЕКЛАМА-МАМА не знает, какие издержки понесли владельцы и «податели» другой рекламы с грамматическими ошибками, а уж мебельный магазин «Звезный» совершенно точно остался только в выигрыше. В последнее время он на слуху и на языках многих красноярцев, неоднократно был упомянут в обсуждении на форуме РМ и теперь - пожалуйста! - удостоился даже роли «ньюсмейкера», став причиной для подготовки целого сюжета. Причем совершенно бесплатно. По крайней мере, РЕКЛАМА-МАМА так думает...
Какой-то городской службы, следящей за чистотой языка на вывесках и билбордах, не существует. Корреспонденты «СТС-Прима» сделали вывод, что, нечаянно или нарочно, но ошибки на рекламных плакатах будут появляться регулярно. Однако сотрудники рекламных агентств этого мнения не разделяют.
«Наша компания ни разу не сталкивалась с ошибками в рекламном тексте за четыре года работы. Я не припомню ни одного очевидного ляпа, - рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ сотрудник рекламного агентства, которое специализируется на наружной рекламе. - Прежде, чем разместить рекламный плакат на щите, мы проверяем текст на грамотность». Однако рекламисты признают, что грамматические ошибки все же случаются, но виноваты в этом случае сами рекламодатели.
Порой заведомо неправильное написание используется
как пиар-ход
«Клиент имеет право разместить на рекламных щитах все что хочет. Это его право, - рассказывают сотрудники РА. - А у рекламных агентств нет обязательств вычитывать текст на грамматические и синтаксические ошибки. Клиент может заказать и напечатать плакат в одном месте, но разместить его при этом на рекламной конструкции другого агентства. А уж монтажники, которые плакат вешают, точно не будут проверять текст на грамотность. В этом случае вероятность появления ляпов высока. Конечно, в любом случае ответственность за ошибки лежит на тех, кто создает макет. Но нередко макеты разрабатывают и верстают сами клиенты, поэтому ошибки и ляпы - на их совести».
На их совести - так на их совести. Однако рекламистам стоит учитывать, что орфографические ошибки на рекламных щитах отчасти ассоциируются с качеством рекламных услуг. А значит, стоит обращать больше внимания на грамотность «чужих» плакатов, размещенных на «ваших» щитах - не то своеобразный пиар-ход обернется вполне определенными проблемами.