В преддверии выхода на рынок труда молодых специалистов компания HeadHunter::Красноярск провела исследование востребованности профессии маркетолога.
HeadHunter - Красноярск
И хотя результаты исследования основаны на базе данных вакансий и резюме только самого HeadHunter, некоторые цифры и тенденции могут быть полезны в целях ориентировки рынка специалистов по маркетингу вообще.
По данным HeadHunter, в 2008 г. наблюдается увеличение спроса на все специализации в сфере маркетинга и PR, а на менеджеров по рекламе и специалистов-универсалов спрос на рынке труда превышает существующее предложение в два раза. Впрочем, еще раз напомним о самой методике подсчета: все же не каждый человек напишет в резюме о желании работать «менеджером по рекламе» или «всем подряд». Резюме обычно составляют, надеясь на продвижение по карьерной лестнице.
Однако при детальном изучении требуемого от «специалистов по маркетингу» компаниями-работодателями функционала обнаруживается, что в менеджере по маркетингу должна сочетаться работа аналитика, исследователя и медиапланера. Можно сделать вывод, продолжает HeadHunter, о все большей потребности специалиста, обладающего знаниями и умениями во всей линейке маркетинга.
Кроме того, в компании отмечают увеличивающийся спрос на бренд-менеджеров — специалистов, отвечающих за развитие бренда и продукта на рынке. Впрочем, опять же, по данным HeadHunter, функционал данного специалиста может варьироваться от маркетолога и продукт-менеджера до менеджера проекта, включая и продажу продукта.
Самая интересная и ценная с практической точки зрения часть исследования — это уровни ожидаемых и предлагаемых заработных плат специалистов.
Ожидаемые соискателями и предлагаемые работодателями зарплаты
специалистов в сфере маркетинга за январь-май 2008 г. (в руб.)
по данным HeadHunter:Красноярск
Специальность | ОЖИДАЕМЫЕ соискателями з/пл. | ПРЕДЛАГАЕМЫЕ работодателями з/пл. |
min | max | med | min | max | med |
PR-менеджер |
10 000 |
50 000 |
30 000 |
12 000 |
20 000 |
16 000 |
аналитик |
10 000 |
25 000 |
17 500 |
20 000 |
30 000 |
25 000 |
бренд-менеджер |
10 000 |
26 000 |
18 000 |
25 000 |
36 000 |
30 500 |
менеджер по маркетингу |
10 000 |
40 000 |
25 000 |
12 000 |
30 000 |
21 000 |
менеджер по маркетингу, рекламе и PR |
15 000 |
40 000 |
27 500 |
15 000 |
25 000 |
20 000 |
менеджер по рекламе |
10 000 |
25 000 |
17 500 |
12 000 |
20 000 |
16 000 |
руководитель отдела маркетинга |
20 000 |
80 000 |
50 000 |
15 000 |
40 000 |
27 500 |
Если же сравнивать уровни зарплат с 2007 годом, то самым активным годовым ростом средних заработных плат отличились бренд-менеджеры и менеджеры по рекламе. Самыми низкими показателями прироста уровня оплат труда за год оказались менеджеры по маркетингу, рекламе и PR и руководители отдела маркетинга.
Впрочем, опять же следует учесть, что не все «топовые» вакансии и суммы вознаграждения по ним публикуются вообще где-либо.
Если же говорить о социально-демографической ситуации на рынке маркетинга, рекламы и PR, то эта сфера остается женской прерогативой. Свыше 60% резюме на сайте krasnoyarsk.hh.ru оставляют женщины. Распределение по возрастам тоже вполне ожидаемо для интернет-резюме:
Распределение по возрастам резюме специалистов по маркетингу на сайте HeadHunter-Красноярск
В конце своего исследования HeadHunter::Красноярск говорит правильные слова о том, что молодым специалистам, собирающимся построить карьеру в сфере маркетинга, полезно помнить, что в начале карьеры им, скорее всего, придется заниматься рутинной работой, быть ассистентами и пр. В маркетинге необходимо дорасти до интересных задач и функционала.
Как впрочем, и в любой другой сфере деятельности.