На красноярском радийном рынке происходит передел. Местные компании из-за падения рекламного рынка сворачивают свои проекты, а их место занимают федеральные радиостанции.
Федералов мало интересуют рекламные бюджеты местных компаний
Скоро ведущие на многих местных радиоволнах перестанут говорить о бедах и радостях нашего региона. В ближайшее время в Красноярске заработает сразу несколько федеральных радиостанций. Среди них, например, проект г-жи Пугачевой «Радио Алла», радио «Серебряный дождь», радио от «Комсомольской правды», радио «Вести-ФМ», радио «Энерджи» и даже узкоспециализированное радио «Дача».
И все бы хорошо, только проблема в том, что количество радиочастот ограничено, и приход федеральных игроков означает уход с рынка или продажу местных радиостанций. Из сетки вещания за последнее время уже исчезли «Зебра», «Радио-Хит», «Радио СВ» и др. Кто-то вернулся под другим названием, кто-то закрылся навсегда.
Федор Сидоренко: легче договориться с московским сетевым партнером и просто ретранслировать эту радиостанцию
Такое положение дел местные участники рынка называют закономерным, у регионалов проблемы с рентабельностью. Поэтому многие местные радиостанции предпочли работать с федералами.
«Легче договориться с московским сетевым партнером, завести эту радиостанцию и просто ее ретранслировать, вставляя свои кусочки. Собственно, поэтому люди, которые выиграли свою частоту, договариваются с москвичами. Появляются новые радиостанции», — сказал «СТС-Приме» генеральный директор «Авторадио из Красноярска» Федор Сидоренко.
Заместитель генерального директора ЗАО «Вебра» Виктор Димитров, комментируя РЕКЛАМЕ-МАМЕ ситуацию, отметил, что московские партнеры скупают местные радиостанции не столько ради денег, сколько для расширения сети вещания. Красноярск — город большой, неудивительно, что ориентируясь на своих крупных рекламодателей, московские радийные холдинги хотят в нем присутствовать и добиваются этого без особого труда.
«В настоящих условиях побеждает не тот, кто лучше работает в эфире, а тот, у кого больше денег. А так как финансовых ресурсов у москвичей больше, то они могут делать такие предложения красноярским компания, от которых местные не могут отказаться, в итоге покупают и станцию, и частоту», — подчеркивает г-н Димитров.
При этом москвичей нельзя назвать прямыми конкурентами красноярских участников рынка. Местные радиостанции живут за счет бюджетов городских рекламодателей, в то время как федералов мало интересуют местные компании, у них есть свои, гораздо более денежные рекламные партнеры. Главная цель федералов, повторимся, обеспечить себе присутствие в городе.
Виктор Димитров: в красноярском эфире останутся московские радийные клоны
«Выжить местным радиостанциям, содержа свой штат и вещая только для своих слушателей, очень тяжело. Сейчас рекламный рынок скукожился, денег стало намного меньше. А москвичам это без разницы, потому что, по большому счету, они покупают технический ресурс. Запускают свой сигнал, который нужно обслуживать чисто технически. Естественно, у них меньше затраты, и продукт, который они будут крутить, чисто музыкальный, — сетует Виктор Димитров.
— Это всем понятные процессы, которым можно противостоять путем поддержки местных радиостанций, в том числе и со стороны властей. Сам по себе местный радийный бизнес не выживет, его перебьет тот, у кого больше денег. И это печально. Потому что ведет к тому, что в красноярском эфире будут присутствовать московские радийные клоны, а не местные радиостанции с качественным контентом».
Иными словами, пока красноярские радиостанции переживают кризис, остро ощущая недостаток рекламных сборов, москвичи берут рынок на абордаж. Год назад в городе оставалось лишь три радиостанции, которые специализируются только на местном контенте: «Авторадио из Красноярска», «Русская Волна», «Радио Зебра». Сейчас осталось уже две.
«Круглосуточно вещают из Красноярска, руководствуясь только местным контентом, «Авторадио из Красноярска» (собственник московский) и «RuFM» («Русская волна»). Все остальные радиостанции, в том числе «Дорожное радио», «Милицейская волна» и др., работают с сетевым партнером, — резюмирует Виктор Димитров.
— На таких станциях присутствуют красноярцы, вещают в местном эфире, ведут утренние шоу, делают информационные врезки, рекламные вставки, но основная часть контента остается московской. Местные радийщики не определяют ни стиль вещания, ни контент».
Александр Борисенко: коммуникативные технологии уйдут в интернет
Сейчас в Красноярске радиостанций, по словам г-на Димитрова, столько же, сколько в Париже. При этом эксперты уверены, что меньше их не станет, а даже наоборот, число может вырасти, но уже за счет интернета.
«Может быть, скоро дойдет до того, что у каждого микрорайона будет своя радиостанция, — говорит радио-эксперт Александр Борисенко. — Скорее всего, так и будет. Коммуникативные технологии уйдут в интернет. Прибор типа сотового заменит и радиоприемник, и телевизор в какой-то мере».
Однако пока популярность интернет-радио нельзя назвать массовой, битвы за радиоэфир продолжаются.