Несмотря на кризис, в 2009 году в Красноярском крае было зарегистрировано больше средств массовой информации, чем закрыто. Согласно данным краевого Роскомнадзора, печатных изданий было открыто больше, чем теле- и радиопрограмм.
Руководители новорожденных медийных проектов отмечают, что стартовать в кризис было нелегко, а сейчас развитие проектов зависит от финансовых возможностей как самого СМИ, так и рекламодателей.
Согласно данным управления Роскомнадзора по Красноярскому краю, предоставленным РЕКЛАМЕ-МАМЕ, на сегодняшний день в реестре средств массовой информации содержится 1162 СМИ, продукция которых распространяется преимущественно на территории региона.
Из них большую часть составляют печатные издания, их 854. Электронных СМИ, которые по численности стоят на втором месте, значительно меньше — 290 единиц, третья категория — информационные агентства — самая малочисленная, она представлена в крае всего 18 изданиями.
Кризисный год уже принес краю
58 новых печатных изданий
Кризис больно ударил по финансовому благосостоянию СМИ, урезав бюджеты рекламодателей, но это не помешало появляться на свет новым медийным проектам.
Так, за период с 1 января текущего года по конец сентября управлением было зарегистрировано 76 средств массовой информации. Из них львиную долю составили печатная периодика — 58 изданий, 4 электронных издания, 6 телепрограмм и 8 радиопрограмм.
Как сообщает Роскомнадзор, вышеуказанные издания освещают информационно-публицистическую, рекламную, музыкальную, спортивную, культурно-просветительскую и развлекательную тематику.
По заявлению учредителей с начала года прекратили свою деятельность 63 СМИ. Как сказали РМ в Роскомнадзоре, большинство изданий закрылось вовсе не из-за кризиса, а в связи с невыходом в свет более одного года, в этом случае регистрация аннулируется.
Так, судом по исковым заявлениям управления на 1 октября 2009 года вынесено 15 решений о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ. Чтобы возобновить свидетельство, нужно регистрировать СМИ заново. Однако жертвы кризиса в списке ушедших с рынка изданий есть, но их не более 20% от общей массы, заявили сотрудники управления. По заявлению учредителей за три квартала текущего года была приостановлена деятельность 10 средств массовой информации.
Руководители и директора медийных холдингов, которые в кризисном году рискнули запустить новые проекты, отмечают, что выходить с новым продуктом на падающий рынок было непросто.
«И выходить на рынок было тяжело, и сейчас работать очень непросто, — отмечает в разговоре с РЕКЛАМОЙ-МАМОЙ директор антикризисного журнала «Хелпер» Наталья Асецкая. — На этом сказалось три фактора: во-первых, время для СМИ тяжелое, во-вторых, проект абсолютно новый, и, в-третьих, запускались мы в мертвый сезон — в лето. Трудно судить об успешности проекта, сейчас из отпусков все вышли, в сентябре немного легче стало. Но в октябре ожидается вторая кризисная волна, и от нее будет зависеть будущее».
Дмитрий Мозговой: необходимо иметь серьезный запас финансовой прочности
Генеральный директор группы радиостанций «FM Альянс», которая вывела на рынок сразу три новых медийных продукта («Авторадио» на 104,2 FM, заменили программный продукт с «Милицейской волны» на «Ретро FM на 98,7 ФМ, портал Gidpogorodu.ru), Дмитрий Мозговой согласился, что разгар кризиса — не самое благоприятное время для запуска новых проектов.
«Есть, конечно, в этом несколько плюсов, например, на фоне более низкой активности конкурентов и значительно снизившейся стоимости медиа-носителей можно провести заметную рекламную кампанию. Но, по моему мнению, все-таки лучше выводить новые проекты на растущем, а не на падающем рынке», — отметил г-н Мозговой.
По его мнению, если компания все-таки запускает проект в неопределенной ситуации и при стагнирующем рынке, то ей нужно иметь серьёзный запас финансовой прочности. Так как долгое время компании придется работать с убытком, срок окупаемости инвестиций может вырасти в разы, соответственно, целесообразность таких вложений может вообще исчезнуть.
«Что касается наших проектов, то на данный момент могу сказать, что их развитие идет, где-то с незначительным отклонением, а где-то и в соответствии с первоначальным бизнес-планом. Обладая определенным финансовым заделом, мы сознательно решили не приостанавливать запуск проектов и пойти на дополнительные риски», — подчеркнул Дмитрий Мозговой.
Сергей Рубцов: запускаться на новой частоте труднее
Директор «ООО 12 канал» Сергей Рубцов рассказал, что проще запустить в свет печатное СМИ, поскольку для этого нужно только зарегистрироваться в краевом Роскомнадзоре, в случае же с открытием нового телеканала одной регистрацией не обойтись.
«Радио- и телевещателям открыться гораздо сложнее. Сначала это регистрация СМИ, потом разработка частоты и процесс получения радиочастотных разрешений, прохождение конкурсов на вещание, получение лицензий на связь и т. д.
Обычно этот процесс затягивается на 3-5 лет. Поэтому для того, чтобы запустить «12 канал» в 2009 году, будучи зарегистрированными как СМИ в 2007 году, мы прикладывали колоссальные усилия», — резюмирует Сергей Рубцов.
Обычно телеканалам легче запускаться на существующих частотах: они уже настроены, соответственно, телезрители принимают сигнал независимо от программного наполнения канала. В случае с запуском «12 канала» к трудностям кризисным добавились еще и трудности с появлением данного канала в каждом красноярском телевизоре.
«12 канал» запускался с нуля, на новый частотный ресурс, соответственно, сценарий ввода канала отличается от обычного, до сих про идет настройка людей на этот канал. Очень важно, чтобы он появился в каждом телевизоре.
При этом контент у нас достаточно специфический, и ожидать от канала результатов первого, второго каналов или «СТС-Примы» пока не приходится, — делится трудностями г-н Рубцов. — Но свой зритель у нас появился, это позволяет получать обратную связь и совершенствоваться. Конечно, крылья подрезает ситуация на рекламном рынке, а поскольку развитие возможно только за счет рекламы, развиваться сейчас сложно. Но мы стараемся».
РМ желает и другим «смишным» проектам, которым считаются еще новичками на рынке, быстрого преодоления кризисных трудностей.