Аудитория российского телевидения постепенно стареет. Молодежь предпочитает Интернет как более близкий по тематике и интерактивный коммуникативный канал.
К такому выводу пришли специалисты отдела социально-политических исследований «Левада-центра». Красноярская молодежь — не исключение.
Аудитория российского телевидения постепенно стареет
Доля россиян, смотрящих телевизор каждый день, в сравнении с началом 2000-х гг. снизилась (хотя объем ежедневной телезрительской аудитории остается весьма внушительным), сообщают «Ведомости».
На протяжении предыдущего десятилетия, в 1990-х гг., ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались, насколько можно судить, примерно после 2002 г.
Особенно явно этот процесс — сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе его, по заявлениям респондентов, не смотрящих — происходил среди более молодых россиян, в особенности среди самых молодых (до 24 лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая, заметно увеличилась.
Фактор урбанизированности (тип поселений) не дает значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневно смотрящих в Москве — на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе.
Скорее всего, разница здесь не в частоте телесмотрения, а в количестве принимаемых каналов, включая платные кабельные и т. д.
Можно предположить, что нынешняя телепрограмма, «повестка дня», ее единообразная базовая модель, представленная на основных трех-четырех общедоступных каналах, — официальные и многократно повторяющиеся политические новости плюс простые развлечения «для всех» в виде сериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов (иными словами, soft-политика и hard-досуг) — все меньше удовлетворяет молодежную аудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодежь.
Молодежь предпочитает Интернет?
Вероятно, предполагают исследователи, что молодежь вследствие этого частично переходит теперь на другие коммуникативные каналы, прежде всего в Интернет.
В сравнении с иными возрастными группами молодежь чаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике, мистику, спорт и секс, зарубежные — а не нынешние отечественные и не старые советские — фильмы и сериалы, мультфильмы. Вероятно, Интернет сегодня предоставляет в этом плане больше возможностей.
Применительно к этой части молодежи формулировка «смотреть телевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются Интернетом, в том числе для получения видео- и аудиоинформации (просмотра или скачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и т. д.).
В отличие от нынешней модели российского телевидения на его основных каналах Интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и тому подобном многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество (коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в другом режиме времени, не привязанном ко времени суток, суточной программе.
Во-вторых, сегодняшнее российское ТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как интернет предполагает не только значительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность.
Можно предположить, что все эти отличительные свойства Интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, незапрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодежи, резюмируют исследователи.
Кирилл Гуревич
Начальник службы по внешним и внутрикорпоративным коммуникациям компании «Сибирь-телеком» Сергей Михалев увеличение доли пользователей Интернета среди молодежи РЕКЛАМЕ-МАМЕ подтвердить или опровергнуть не смог, пояснив, что данных о возрасте пользователей в компании нет, так как в договоре эти сведения не указываются.
Тенденцию падения красноярской молодежной ТВ-аудитории РЕКЛАМЕ-МАМЕ подтвердил Кирилл Гуревич, руководитель аналитического отдела КТК «Афонтово».
«Объем телесмотрения молодежи, а под молодежью здесь мы понимаем людей в возрасте от 4 до 24 лет, действительно за первое полугодие 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года упал на 16%, — рассказал Кирилл Гуревич. При этом он отметил, что падение наблюдается в возрастной группе от 4 до 9 лет и от 16 до 24 лет, а вот в категории от 10 до 15 падения нет и даже есть небольшой прирост (все расчеты сделаны на основании данных TNS Россия).
Эксперт в беседе с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ выделил три возможных причины тенденции — изменение контента телеканалов, который не устраивает молодежь, падение интереса к телевидению в целом и демографическая — людей в данной возрастной группе может просто стать меньше.
На заре телевещания много говорили о том, что телевидение когда-нибудь уничтожит книги и театр. Сейчас мнительные могут начинать говорить то же самое об Интернете и телевидении. Впрочем, и книги, и театр до сих пор живы, и «своя», пусть и небольшая по сравнению с телевизионной, аудитория у них по-прежнему есть.
Так что телевидению до заката еще далеко. Ведь есть же еще и те, кто «свободному Интернету» предпочитают «Дом-2».