На прошлой неделе представители красноярских органов государственной власти, общественных организаций и СМИ обсудили наиболее актуальные проблемы, в том числе ответственность средств массовой информации за публикацию данных, не соответствующих действительности.
На встрече также обсуждалась тема финансовой поддержки СМИ краевым правительством в следующем году.
Заместитель председателя Законодательного Собрания края Алексей Клешко рассказал, что в следующем году предлагается поддерживать СМИ не с помощью госзаказа, а путем выделения грантов.
В минувшую пятницу состоялся круглый стол Гражданской ассамблеи Красноярского края на тему «СМИ как ресурс развития гражданского общества». Одной из тем, на которую в первую очередь обратили внимание участники встречи, стала проблема ответственности СМИ перед обществом за распространение недостоверных данных.
Хорошей иллюстрацией послужили публикации и сюжеты местных СМИ об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
Участники круглого стола посетовали, что на сегодняшний день рычага воздействия на владельцев СМИ в таких случаях нет, а значит, средства массовой информации не могут быть действенным ресурсом развития гражданского общества.
Алексей Клешко: кодекс журналистской этики
не выполняется
Зампредседателя ЗС края Алексей Клешко в беседе с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ указал на то, что красноярское журналистское сообщество испытывает большие трудности с выполнением моральных обязательств перед обществом.
«Сейчас кодекс журналистской этики фактически не выполняется и более того, те устои, которые характерны для журналистской профессии, подвергаются нравственной коррозии.
Я не считаю себя вправе кого-то учить, но очевидно, что значительная часть публикаций по той же аварии на Саяно-Шушенской ГЭС не столько помогала людям узнать объективную и своевременную информацию, сколько провоцировала новую панику среди населения, — отмечает Алексей Клешко.
— И это очень и очень серьезно. В свое время журналистское сообщество очень активно обсуждало проблематику освещения терактов. По терактам вроде бы научились, а вот на освещении чрезвычайного происшествия на СШГЭС выработанные рецепты почему-то не сработали. А это значит, что проблема не в технологиях творчества, а в осознании журналистами той миссии, которую несут средства массовой информации».
Одной из наиболее важных и интересных, в первую очередь для СМИ, стала беседа о программе государственной поддержки печатных и электронных средств массовой информации в следующем году.
Отметим, что кроме печатных изданий, учредителями которых являются органы государственной власти (газета «Наш Красноярский край», районные газеты, телеканал «Енисей-регион» и др.), существует ряд проектов, которые реализуются другими СМИ по госзаказу.
В текущем году на поддержку СМИ в связи с финансовым кризисом и резкой потерей рекламодателей краевыми властями было дополнительно выделено 10 млн. рублей. На эти деньги был сформирован госзаказ на создание передач социально-экономической тематики, конкурсы выиграли телевизионные компании «СТС-Прима», «Афонтово», «ТВК» и «7 канал».
Вопрос о поддержке СМИ обсуждается в краевом правительстве
Вопрос об объеме поддержки печатных и электронных СМИ на 2010 год, по словам Алексея Клешко, сейчас активно обсуждается в краевом правительстве.
«С министерством финансов Красноярского края мы обсуждаем ключевой вопрос: достаточно ли прошло времени, чтобы СМИ, пусть не в полном объеме, но начали восстанавливаться после финансово-экономического кризиса?
Существуют разные позиции на этот счет, есть мнение, что после оказания дополнительной помощи СМИ в самый трудный период нужно вернуться к прежним цифрам. — рассказывает Алексей Клешко.
— Есть люди, которые считают, что нужно продолжать оказывать помощь в том же объеме, в котором она была оказана в текущем году. Обсуждение сейчас продолжается, и пока ответов нет, однако уже известно, что объем планируемой поддержки СМИ на 2010 год не будет больше, чем в текущем».
Как рассказал РМ Алексей Клешко, сейчас также решается вопрос об изменении формы финансовой помощи СМИ. Речь идет о поддержке проектов, которые будут предлагать сами СМИ.
«Сейчас мы с начальником управления информационной политики губернатора края Игорем Астаповым пришли к тому, что необходимо уйти от проведения конкурсов на создание передач по госзаказу, к более эффективной форме помощи, а именно, к выделению грантов для СМИ, — комментирует г-н Клешко. — Это, с одной стороны, позволит увеличить количество грантов, а с другой, уйти от функции «государство как заказчик».
«Быть заказчиком в условиях, когда СМИ и без того активно освещают социально-экономическую тематику, я считаю не очень правильным. — продолжает Алексей Клешко.
— А создание отдельных передач то под одно министерство, то под другое, я вообще считаю пагубной практикой. В этом смысле гораздо эффективней и полезней будет провести конкурс, в ходе которого поддержать проекты самих СМИ по определенной тематике. Например, проекты, актуализирующие тематику гражданского общества, проекты, связанные с популяризацией профессии учителя и т. д.».
В контексте заявлений Алексея Клешко о поддержке СМИ на следующий год, интересен и актуален материал газеты «Красноярский рабочий», который активно обсуждается на форуме РЕКЛАМЫ-МАМЫ. Статья Александра Кошкарова «Колокол, который не звонит» содержит открытую критику в адрес политики взаимодействия со СМИ, которую ведет краевое правительство.
«Выступая учредителями государственных газет, правительство Красноярского края тормозит обретение прессой подлинной независимости, создаёт себе комфортные условия, оберегает себя от критики. Нарушается одно из фундаментальных прав граждан — право на объективную информацию», — заявляет автор.
Без госпомощи пресса свободной
не станет
При этом Александр Кошкаров вовсе не против того, чтобы власти материально помогали местной прессе, авторская позиция сводится к тому, чтобы государство СМИ поддерживало, однако на контент изданий не влияло:
«Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, гражданское общество не создать.
Понятно, что свободными и независимыми те же газеты вмиг не станут, им нужна государственная помощь в виде льготных цен и тарифов на бумагу, полиграфические услуги и почтовые расходы. Подобные предложения давно вносятся в Законодательное Собрание и правительство края. Но в них меньше всего уделяется внимания читателю».
В дискуссию представители власти предпочли не вступать, отметив, однако, что на контент должно влиять гражданское общество.
«С одной стороны, СМИ просят поддержки, с другой, просят не влиять на контент. Я считаю это неверным. Конечно, не должно быть подобострастных чиновничьих передач, с ними как раз нужно бороться, но на контент СМИ государство должно влиять, и делать это должно от имени общества, — заявил Алексей Клешко.
— Поэтому, я считаю, не нужно показывать передачи: «Какой хороший губернатор», нужны программы и публикации, из которых граждане могут четко выяснить, какие у них есть права на получение социальных льгот и субсидии. Если мы показываем передачу про лучших учителей, тем самым поднимая имидж профессии, это государственная позиция. В этом смысле форма поддержки СМИ в виде выдачи грантов будет правильным решением.
Для нас главное не сформулировать и показать позицию госорганов власти, важно, чтобы на эти процессы начало влиять гражданское общество. Ведь мораль и нравственность имеет вес, когда она реально подкреплена общественной поддержкой. Поэтому и важно, чтобы гражданское общество формулировало и открыто высказывало свою позицию».
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» — так говорил вождь мирового пролетариата. Газета имени красноярского пролетариата хочет получать поддержку государства, но быть свободной от него. Позиция по меньшей мере наивная — у цивилизованных людей за зарплату принято работать. А вот какого качества и уровня будет эта работа — другой вопрос.
РЕКЛАМА-МАМА надеется, что продукт, который красноярские СМИ смогут произвести на государственные деньги, будет качественным. И с точки зрения заказчика, но главным образом читателя и зрителя.