С сентября в России установление рекламных растяжек над дорогами станет незаконным. Это следует из утвержденных Ростехрегулированием изменений в отраслевом ГОСТе по наружной рекламе. Московские владельцы оценивают выручку за размещение рекламы на растяжках в 2,5 млрд. рублей в год.
Красноярские участники рынка уверены, что рынок наружной рекламы от нововведения особенно не пострадает, однако все равно скажется негативно и затормозит развитие отрасли.
Изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» утверждены приказом Ростехрегулирования N 117-ст от 24 марта 2009 года. Как уточнили в агентстве, еще в прошлом году были проведены исследования влияния рекламных конструкций на психофизиологическое состояние водителя, их результаты и стали основой для подготовленных изменений в отраслевой ГОСТ, пишет «КоммерсантЪ».
Установление рекламных растяжек над дорогами станет незаконным
Изменения вступают в силу с 1 сентября. Действующая редакция ГОСТа запрещает устанавливать рекламные носители на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в туннелях над путепроводами и так далее. Уже через неделю нельзя будет устанавливать конструкции также на разделительных полосах, в пределах границ транспортных развязок и наземных пешеходных переходов.
До сих пор ГОСТ разрешал размещать над проезжей частью и обочинами дорог в жилых зонах транспаранты-перетяжки. С сентября эта норма отменяется. При этом, как подчеркнули в Ростехрегулировании, изменения в ГОСТе будут распространяться только на вновь устанавливаемые рекламные конструкции.
Отметим, что согласно вступившему в силу закону «О рекламе», рекламные конструкции и их размещение должны соответствовать техническому регламенту, который до сих пор не принят. В отсутствие техрегламента ГОСТ носит добровольный характер, за исключением тех его положений, которые затрагивают защиту жизни, здоровья физических лиц и любого имущества.
Однако именно запрет на транспаранты-перетяжки московские специалисты назвали наиболее важным нововведением в ГОСТ, что немудрено, поскольку доходы от размещения этих носителей в 2008 году только в Москве оценивались примерно в 2,55 млрд. рублей, а объем столичного рынка наружной рекламы в прошлом году достиг 23,7 млрд. руб.
Московские владельцы рекламных растяжек надеются, что нововведения в ГОСТ не сделают с сентября все существующие перетяжки незаконными. «В соответствующем приказе Ростехрегулирования прямо говорится, что изменения утверждаются для их добровольного применения»,— обращает внимание заместитель гендиректора «Мосгоррекламы» Данил Першин.
А вот красноярские рекламисты на новость об изменениях в отраслевом ГОСТе отреагировали достаточно спокойно.
«В нашей компании нет таких рекламных конструкций как транспаранты-перетяжки, нашей компании не интересен этот формат. Что касается других рекламных компаний, то вы, наверное, заметили, что таких рекламных конструкций в городе немного, их по пальцам можно пересчитать, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ руководитель отдела продаж красноярского филиала ООО «News Outdoor» Янина Чайкина.
— Поэтому не думаю, что, если разрешения на них не будут продлены по запрету ГАИ, то на рынке наружной рекламы Красноярска что-то кардинально изменится».
Как нам рассказали участники рынка наружной рекламы, носители под названием «растяжки» раньше были очень распространены, однако несколько лет назад устанавливать их над дорогами в нашем городе запретили.
«Еще пару лет назад в Красноярске стали запрещать размещение перетяжек над проезжей частью. Запретили их устанавливать на столбах, так как у нас зона ветровой нагрузки в городе не позволяет этого делать. А те перетяжки, что сейчас присутствуют в городе, серьезных доходов, на мой взгляд, не приносят. При этом клиенты часто интересуются размещением рекламы на растяжках над дорогами», — констатирует Янина Чайкина.
Эстакады — востребованный рекламный носитель
А вот владельцы рекламных конструкций, которые устанавливаются над проезжей частью или в непосредственной близости от дорог, посетовали, что нововведения в ГОСТе хоть кардинально и не повлияют на рынок наружной рекламы, но все-таки отразятся на нем негативно.
«Изменение ГОСТа однозначно повлияет на отрасль отрицательно. Размещение рекламных конструкций над проезжей частью очень выгодно, — рассказывает РМ менеджер по сетевому размещению рекламного агентства «Графика» Олег Приходько.
— Например, рекламный носитель «эстакада», который устанавливается над проезжей частью, выделяется из общей массы других рекламных конструкций большими размерами и более востребован клиентами, чем другие рекламные носители. Разрешение на установленные конструкции действуют в течении пяти лет, однако с вступлением в силу измененного ГОСТа нам не дадут устанавливать новые конструкции, что, конечно, затормозит развитие рынка наружной рекламы».
Несколько лет назад рекламных растяжек в Красноярске было пруд пруди, и эти рекламные носители пользовались спросом, сейчас же, по словам рекламистов, их осталось не больше десятка. На смену транспарантам рекламисты устанавливают новые конструкции над проезжей частью, однако отраслевой ГОСТ своими нововведениями фактически перечеркивает размещение и других видов конструкций над дорогами.
РМ надеется, что данные изменения останутся в разряде «желательных», а не «обязательных», и рекламисты смогут продолжать развивать рынок наружной рекламы без споров с сотрудниками ГИБДД.