Российских провайдеров могут избавить от ответственности за контрафакт, размещенный пользователями в сети. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс готовятся по поручению президента Дмитрия Медведева.
Провайдеры такому нововведению рады, однако отмечают, что на количестве контрафакта в сети данная поправка не отразится.
«Информация интернета» хранится большей частью на серверах провайдеров
В России могут принципиально измениться правила, по которым интернет-провайдеры, владельцы социальных сетей и видеохостингов привлекаются к ответственности за наличие в сети контрафактных материалов, пишет «КоммерсантЪ».
На прошлой неделе был опубликован проект концепции совершенствования раздела Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Концепцию, которая должна быть представлена президенту Дмитрию Медведеву уже летом, разрабатывает президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Проект затронул один из наиболее спорных вопросов в сфере интеллектуальной собственности — ответственность интернет-провайдеров за размещение в сети контрафактных материалов.
Суть концепции сводится к тому, чтобы привлекать провайдеров, владельцев социальных сетей и видеохостингов за наличие какого-либо контрафакта только после предупреждения. После чего провайдер «будет обязан оперативно реагировать на претензии правообладателя под угрозой привлечения к ответственности за нарушение исключительного права».
Но сейчас нелегальный видео- и музыкальный контент смещается к технологии обмена между частными лицами
Если сейчас к ответственности могут привлекаться и те из них, кто даже не подозревал о наличии контрафактных материалов на своих ресурсах, то новая редакция Гражданского кодекса предлагает сначала уведомить провайдеров о контрафакте, давая им возможность удалить нелегальные материалы. В суд будет можно подавать, только если провайдер не среагировал на сигнал правообладателя.
«Мы видим проблему и готовы обсуждать пути ее решения. Именно эту задачу ставит концепция», — прокомментировал руководитель рабочей группы по подготовке концепции Александр Маковский.
Проблема ответственности интернет-провайдеров, владельцев социальных сетей и видеохостингов возникла в прошлом году, когда вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса. Кстати, до сих пор в России контент, выложенный пользователями, может стать основанием для автоматического судебного иска.
Основной объем контрафактной продукции следует искать на домашних компьютерах граждан
Специалисты в сфере интернета отмечают, что сейчас в законодательстве вообще нет правил о том, что провайдера нужно сначала уведомить о наличии в сети контрафакта, потребовать пресечь нарушение и только потом привлекать к ответственности.
А в проекте концепции, считает партнер юридической компании Salans Виктор Наумов, «четко просматривается позиция, что неуведомление провайдера о нарушении может являться основанием для освобождения его от ответственности».
Господин Наумов полагает, что к провайдерам, о которых говорит проект концепции, можно отнести также социальные сети и видеохостинги, предоставляющие возможность размещать у себя контент. Господин Наумов считает, что проект концепции близок по духу к американскому закону Digital Millennium Copyright Act и директивам Европейского союза, предусматривающим ответственность провайдеров только в случае, если провайдер был уведомлен о нарушении, но его не пресек.
Красноярские провайдеры отмечают, что готовящиеся изменения спасают от ответственности невиновные компании, но проблему контрафакта не решают.
Единственное, что может сделать провайдер в отношении клиента-распространителя контрафакта, это отключить его от сети
«Бесспорно лучше, если провайдеров сначала будут предупреждать, а потом уже карать. Естественно мы будем вовремя реагировать и убирать контрафактные материалы. Но не думаю, что это как-то остановит пользователей, выкладывющих в сеть контрафактные фильмы, музыку и т.д.
Сегодня мы убрали контрафакт, а завтра его снова выложили пользователи, это бесконечный процесс, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ начальник коммерческого отдела ЗАО «Интертакс» Дмитрий Хейфец.
— С одной стороны, если нелегальный контент расположен на наших серверах, то, конечно, мы сможем спокойно его удалить. А если контрафакт находится на ресурсе пользователя (домашнем или корпоративном компьютере), то воспрепятствовать этому провайдер не сможет — это частная собственность. Максимум, что можно сделать в этом случае,— отключить пользователя от услуг связи, но это может нарушать условия договора с клиентом. Как в этом случае нам реагировать, непонятно».
Дмитрий Хейфец также отметил, что очень удобно, если о появившемся контрафакте будут предупреждать, поскольку провайдеры часто не имеют физической возможности отслеживать контент, размещаемый пользователями. «Мы же не можем постоянно отслеживать то, что появляется в сети, это огромный массив информации. Даже при условии, что этим целый день будет заниматься один специалист, трудно будет всех проконтролировать».
«Провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию, если он не инициирует ее передачу. Поэтому очень хорошо, что прежде чем привлекать к ответственности провайдеров, их будут предупреждать о нарушениях. Мы хоть сейчас готовы убрать любой контрафакт в течение суток, — утверждает директор по маркетингу и продажам компании «Орион Телеком» Светлана Ковалева. — На данный момент на наших серверах содержится только легальные материалы, контрафакт же могут оставлять только пользователи».