Теперь ни один россиянин не сможет требовать деньги за то, что его лицо появилось в газете, журнале или мелькнуло на телеэкране. Верховный Суд РФ поставил точку в спорах о том, когда и где можно снимать гражданина без его согласия.
Отныне, увидев себя в телепрограмме или на газетной странице, человек не сможет взыскать компенсацию за использование своего образа.
Верховный Суд разъяснил
все про образы
В связи с вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ, в судебной практике возник ряд вопросов. Чтобы обеспечить единый подход к их разрешению Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дали судам некоторые разъяснения, которые были опубликованы на официальном сайте ВС.
Постановление разъяснило, что для публикации фото- и видеоизображений с публичных мероприятий не требуется получать разрешения всех изображенных людей.
Без риска судебного преследования разрешено публиковать изображение человека «в государственных, общественных или публичных интересах».
Разрешено размещать изображения, полученные на публичных мероприятиях: концертах, спортивных соревнованиях, митингах, съездах, форумах. То есть теперь преступники не смогут запрещать журналистам или кому бы то ни было снимать их на открытых судебных заседаниях. Более того, согласие на обнародование этих снимков или съемки от участников процесса не требуется.
Можно смело публиковать снимки людей с открытых для свободного посещения мест: городских парков, скверов, площадей и улиц. Но при этом изображение человека должно быть не основным, а фоновым, уточнили в ВС. В противном случае все-таки потребуется просить разрешение на это у участников фотосессии.
Разъяснения Верховного Суда подразумевает лишь одно исключение. Требовать деньги за использование своего образа имеет право тот гражданин, который изначально позировал перед камерами и фотоаппаратами за плату.
До сегодняшнего дня законодательство не давало четких ответов на вопрос, нужно ли спрашивать разрешение на снимок у прохожих, попавших в кадр, пишет РБКdaily. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» подобных норм не содержит. Ныне действующие законы не содержат прямого запрета осуществлять фотосъемку людей и в дальнейшем публиковать снимки. Но при этом они никак не защищают от риска предъявления претензий.
Прецеденты случаются достаточно часто и в Красноярске (см. «Как «Комсомолец» с «Комсомолкой» бодался»). Поэтому Пленум ВС разъяснил все разночтения, которые могут возникать при применении законодательства, и еще раз напомнил фотографам, журналистам и обычным гражданам их права.
Снимок певца в газете — это репортаж «в публичных интересах». Его фото на календаре или плакате — уже коммерческое использование
«Постановление нужное, но смущают расплывчатые формулировки, — сказал адвокат компании «Николаев и партнеры» Василий Моисеев. — Под госинтересы можно при желании подогнать 50% всех публично размещенных фотографий».
По мнению эксперта, документ проблему не решит, разве что сузит круг невольно пострадавших. «Совершенно не затронута проблема нелегального размещения фотографий в интернете, — заметил г-н Моисеев. — Все подобные дела проигрываются: суды почему-то не считают такое размещение нарушением прав изображенных граждан».
Красноярский адвокат Семен Кишнягин считает, что в постановлении Пленума ВС важно, в первую очередь, то, что судебные процессы включены в список мест, открытых для посещения.
«Это разъяснение всем участникам судебного процесса: суд является местом, где можно как осуществлять видео- и фотосъемку, так и использовать собранные материалы без согласия участников судебного разбирательства, — объясняет Семен Кишнягин. — Кроме того, данное разъяснение расширяет возможности людей, осуществляющих фото- и видеосъемку, и предоставляет им гарантии от необоснованного судебного преследования».
Семен Кишнягин также подчеркнул, что журналистам и фотографам нужно помнить, что засняв, например, на концерте певца крупным планом, использовать этот снимок в коммерческих целях они не смогут. Нельзя будет напечатать и распространять календарики с кумиром, футболки, пакеты или иную сувенирную продукцию, где его изображение «является основным объектом использования».
То бишь, если вы вдруг увидите свое лицо крупным планом не рекламном плакате — смело идите в суд за компенсацией. Потому как в данном случае имеет место коммерческое использование, и здесь ваши права защищены так же, как какого-нибудь Димы Билана или, не побоимся этого слова, Ксении Собчак.