Россиянам надоели новости про кризис. Количество людей, которые следят за новостями экономики и биржевыми сводками, впервые после продолжительного роста с августа 2008 года, снизилось.
Медийщики объясняют охлаждение людей к «горячим» экономическим новостям, тем, что россияне устали от кризиса и нуждаются в информации другого рода.
Кризисная «шарманка»
изрядно достала
Падение интереса людей к информации о кризисе и состоянии экономики заметили специалисты компании Synovate Russia, которые изучали данные опроса Financial Crisis Omnibus, посвященного влиянию экономического кризиса на жизнь российских потребителей.
По данным опроса, в феврале 2009 года был зафиксирован пик интереса к экономическим новостям — 23%, а в марте подобной информацией интересовались уже 19% опрошенных.
По мнению представителя Synovate Russia Марии Вакатовой, пишет РБКdaily, данные исследования свидетельствуют о том, что россияне устали от кризиса. В марте на 5% опрошенных россиян больше, чем в прошлом месяце, согласились с утверждением, что экономика крайне скучна, и они не уделяют ей внимания.
«Такой процент за месяц — это много, — считает г-жа Вакатова, отмечая, что на 4% уменьшилось и число людей, ожидающих ухудшения экономической ситуации в России. — В целом можно отметить, что восприятие кризиса стабилизировалось — уже нет отрицательной динамики».
Старший аналитик отдела качественных исследований «Ipsos Россия» Константин Ефимов приводит несколько факторов, повлиявших на охлаждение россиян к новостям экономики и биржевым сводкам. Один из них — это смещение фокуса с приумножения денег на их сохранение:
«Люди больше озабочены тем, как сохранить то, что у них есть, нежели попытаться заработать еще, рискнув, — поясняет г-н Ефимов. — Большинство постарались вывести деньги из всех инвестиционных проектов и перевести их в доллары или евро, когда стало очевидно, что девальвация неминуема. Кто-то успел, кто-то нет. А если деньги уже выведены, зачем следить за биржей?»
И наконец, многие просто стали избегать неприятных новостей. «Человек сознательно ограничивает получение негативной информации — перестает смотреть ТВ, читать газеты и так далее», — отмечает эксперт.
По мнению представителей красноярских СМИ, причина появления новой тенденции кроется не в фактических изменениях в экономике, а в том, что экономический кризис стал одной из самых навязчивых тем массмедиа.
Полгода люди активно интересовались кризисом, а следующие полгода будут «разгружаться»
«По-человечески могу сказать, действительно, новости, в которых звучит «кризис-кризис-кризис», вызывают тошноту. От таких новостей население устает, так же как от политически новостей в период выборов», — считает главный редактор отдела новостей «Авторадио из Красноярска» Дмитрий Полушин.
«Людей уже закормили словами «кризис» и «антикризис». Совещания, меры, помощь, меню — все антикризисное, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ директор службы информационного вещания СТС-Прима Сергей Литвинов. — Людям надоело это слушать, они не видят реальных результатов действия властей, разочаровываются. Поэтому информация о всяческих совещаниях вызывает недопонимание и раздражение».
По мнению руководителя отдела рекламы и маркетинга «Городского радио» Виктора Димитрова, снижение интереса к новостям, связанным с кризисом, — исключительно коммуникационный эффект.
«В массе народ устал от кризисных тем, поскольку бесплодное философствование, политиканство уже не интересно. Представители массседиа, политики и бизнесмены обсуждают то, что у них болит. И это логично, что людей перестает интересовать масштабное освещение кризиса и состояния экономики», — подчеркнул он.
Впрочем, ни радийщики, ни телевизионщики совсем отказываться от кризисных новостей не собираются, лишь меняют политику и приоритеты. Отмечая, что настоящий спад интереса — явление временное.
«Мы стареемся выбирать из трех антикризисных совещаний одно или делаем один сюжет обо всех сразу, делаем особый упор на темы, которые интересны зрителям», — отмечает Сергей Литвинов.
«Я считаю, что интерес людей к кризисной тематике будет колебаться. Полгода люди активно интересовались кризисом, а следующие полгода будут «разгружаться» социальными новостями и позитивными сообщениями, — рассказывает Дмитрий Полушин. — Учитывая это, пытаемся разнообразить эфир таким образом, чтобы слушатели могли расслабиться. Так мы существенно поменяли приоритеты: теперь сначала пускаем социальные и позитивные новости, а уже потом мировые экономические, в которых стареемся слово «кризис» меньше употреблять».
С этим согласен и Виктор Димитров: «Людям хочется более спокойного обсуждения, и не в таких количествах. Народ нужно спокойно информировать и развлекать. Население в массе — не политики и не журналисты, у них нет какого-то информационного и интеллектуального голода. Поэтому они и не нуждаются в таких объемах кризисных новостей, какие дает пресса. А те, кому эта информация необходима, они ее найдут».