Топливный кризис, разразившийся в Алтайском крае, может вскоре добраться и до нашего региона. Запасы на складах крупных АЗС подходят к концу, мелкие автозаправки уже прекратили свою работу.
Автозаправщики поясняют: если на рынок экстренно не «влить» необходимое количество бензина, в регионе может начаться бензиновый коллапс.
Продавцы топлива признают — оптовая продажа нефтепродуктов с НПЗ в Красноярском крае не ведется в должных объемах более полутора месяцев.
Таким образом, «бензиновая эпопея» вновь получила продолжение. Теперь речь идет не о задранных нефтяниками ценах на топливо, а о том, что бензин в стране, которая является лидером по производству нефти, заканчивается.
Дефицит вернулся
(фото vesti.ru)
Острый дефицит топлива, когда на бензоколонках выстраиваются очереди, а автозаправщики заявляют, что бензина в продаже больше нет, возник сразу в нескольких регионах. Так, в Алтайском крае АЗС крупных нефтекомпаний отпускают бензин только по топливным картам и с ограничениями не более 20 литров в бак, а частные автозаправки подняли цены сразу на несколько рублей. В Белгородской, Мурманской и Брянской областях начались перебои с 92-м и 95-м.
Как считают сами участники топливного рынка, такая ситуация стала следствием резкого снижения розничных цен на ГСМ в феврале этого года. Напомним, тогда премьер-министр РФ Владимир Путин раскритиковал ценовую политику нефтяных компаний и потребовал снизить стоимость бензина (см. подробнее: «Путин сбил цены на бензин») .
Нефтяные концерны «посыл» федерального правительства услышали и цены снизили. Однако вместе с этими шагами нефтяники увеличили объем экспорта нефтепродуктов. За рубеж отгружалось до 70-80% от всей произведенной в стране нефти, которая, кстати говоря, в том числе предназначалась для «внутреннего потребления».
Традиционно в проблему вмешался премьер-министр. Владимир Путин поручил всем компетентным ведомствам доложить о причинах дефицита на рынке топлива. ФАС обещала провести проверку в 20 регионах, а Минэнерго сегодня, 27 апреля, проведет совещание с участием нефтяных компаний, в ходе которого федеральное правительство попросит нефтяников увеличить отгрузку топлива в регионы.
Пока федеральное правительство пытается решать проблему на всероссийском уровне, бензиновый «голод» докатился и до нашего региона.
По словам начальника отдела продаж ОАО «Красноярскнефтепродукт» Максима Селина, ситуация на красноярском рынке близка к критической. Небольшие местные игроки автозаправочного бизнеса «завязывают пистолеты» и объявляют о закрытии точек, а крупнейшие автозаправочные сети продают на рынке остатки топлива, сохранившегося на собственных складах.
Запасы крупнейшей сети «Красноярскнефтепродукт» подходят к концу
«Сейчас ситуация такова, что запасы бензина на наших складах, которые были сформированы задолго до развития этой ситуации, подходят к концу. Возможности пополнить их нет, оптовые поставки прекращены, «Роснефть» ресурсы для этого не выделяет», — прокомментировал ДЕЛА.ru Максим Селин.
«Запасы на наших складах еще присутствуют, но подходят к концу. Бензин в опт купить практически невозможно, соответственно, и пополнить свои запасы», — подтвердили в ООО «Магнат-РД».
Руководитель отдела продаж ООО «Фортуна плюс» Александр Вахрушев считает, что сам факт разговоров о нехватке бензина на складах, которые ведут крупнейшие красноярские автозаправщики, свидетельствует о том, что ситуация на самом деле патовая.
Красноярским АЗС купить бензин негде
«Если цены на АЗС поднимаются, значит на рынке действительно сложился дефицит продукта. Именно это произошло на красноярском рынке. Купить бензин в опт просто негде, — комментирует ДЕЛА.ru Александр Вахрушев.
— Но если такие крупные игроки, как компания «КНП», которая обладает большими мощностями для хранения нефтепродуктов, заявляет о том, что их запасы подходят к концу, это уже говорит о том, что ситуация на рынке очень плохая. Я считаю, правительство РФ и краевые власти должны срочно вмешаться в эту ситуацию. Без них этот вопрос не решить».
Ситуация с перебоем в оптовых поставках бензина, по словам красноярских автозаправщиков, в нашем регионе длится уже более полутора месяцев и в настоящее время близка к апогею. Крупнейшие производители нефтепродуктов «Роснефть» и «Газпромнефть Кузбасс» продают в опт только небольшие партии, которые не обеспечивают потребностей красноярского рынка.
«Объем этих ресурсов не дает возможность пополнять запасы, которые необходимы для бесперебойной и ритмичной работы АЗС. Правительству вмешиваться в эту ситуацию нужно было еще месяц назад. Сейчас же необходимо экстренно обеспечить оптовые поставки бензина в необходимом рынку объеме, нужно пополнить запас недополученного в марте и апреле топлива, иначе и в нашем регионе возникнут серьезные проблемы», — подчеркнул г-н Селин.
Большие объемы топлива сейчас уходят на посевную и завозятся на Север
Под «серьезными проблемами» представитель автозаправочной компании подразумевал не только возникновение острого дефицита бензина в рознице, но и невозможность обеспечить сельхозпроизводителей топливом для проведения посевных работ, а также произвести доставку топлива в северные районы.
«Сейчас идет формирование запасов нефтепродуктов для завоза на Север. В первых числах мая начнутся отгрузки для Эвенкии. Если этих перевозок не произвести сейчас или как-то их протянуть, северные районы могут остаться вообще без бензина и дизеля, поскольку эти поставки можно произвести только в это время, пока реки полные и в эти районы могут пройти суда. Позже сделать это уже не получится», — отметил Максим Селин.
В целом красноярские автозаправщики настроены пессимистично и не ожидают в ближайшем будущем открытия оптовых продаж на красноярском рынке.
Ситуация, по их словам, может усугубиться еще и потому, что в результате случившегося бензинового кризиса на Алтае, президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов отдал поручение отгрузить 5 тыс. тонн дизельного топлива с Ачинского НПЗ. Бензин, который мог пойти на красноярский рынок, отправили в Алтайский край во вторник, 26 апреля.
Как пояснил ДЕЛА.ru, генеральный директор холдинга «Сангилен+» Роман Гольдман этот объем бензина равен месячной потребности в топливе на нужды посевной кампании.
Отметим, с 1 мая Ачинский НПЗ закроется на плановый месячный ремонт.
Если федеральное правительство уже приступило к «развязыванию узлов» в бензиновом вопросе, то местные власти пока озвучивать свою позицию не спешат. Как пояснили ДЕЛА. ru в пресс-службе правительства Красноярского края, региональные чиновники пока данную тему не комментируют, но занимаются ее мониторингом.
«Расследованием занимается ФАС РФ. Тема полностью в компетенции этого ведомства, поскольку у этой структуры есть реальные рычаги для того, чтобы рассмотреть данную ситуацию и принять соответствующие меры. Мы со своей стороны работаем с краевым УФАС и в курсе происходящих событий», — подчеркнули в правительстве края.
Вакханалия «фирменных сетей» в Красноярском крае невозможна.
По крайней мере, пока
В красноярском УФАС в свою очередь поспешили успокоить общественность, заявив, что в нашем крае возникновение такого острого дефицита бензина на розничном рынке, как это произошло в Алтайском крае, невозможно.
«Бензиновый кризис возник в тех регионах, где «Роснефть» и «Газпромнефть» имеют разветвленную сеть заправок АЗС.
У нас в регионе пока такого нет. Сети АЗС этих компаний на красноярском розничном рынке не настолько сильны, чтобы устроить в Красноярске такую же вакханалию, какую они устроили в Алтайском крае», — прокомментировал заместитель руководителя УФАС края Олег Харченко.
Представители союза автозаправщиков Красноярского края придерживаются другой точки зрения. Ситуация в нашем регионе складывает тревожная и, чтобы избежать развития негативных сценариев, ее необходимо решать быстро, уверены они. С этой целью автозаправщики отправили обращения в краевые и федеральные ведомства, а также президенту и председателю правительства РФ с просьбой разобраться в положении дел на рынке и что-то предпринять в ближайшие сроки.
Ранее по теме на ДЕЛА.ru:
ссылка на комментарий
Роман Гольдман
Генеральный директор холдинга «Сангилен плюс»
В Красноярском крае такая же ситуация, какая сложилась в Алтайском крае, произойти не может по целому ряду причин.
На Алтае, грубо говоря, розничный рынок нефтепродуктов держат два игрока: «Роснефть» и «Газпромнефть». В Красноярском крае есть и сеть «25 часов», и «КНП», и «Магнат-РД», и «Фортуна плюс».
Это достаточно крупные и сильные игроки, которые знают рынок изнутри, и они должны были побеспокоиться об этой ситуации заранее. Поэтому такого коллапса, как в Алтайском крае, у нас не будет.
Действительно, в последнее время на НПЗ «Газпромнефти» и «Роснефти» купить бензин в том объеме, в котором хочешь, достаточно сложно. Но топливо все равно продают, пусть и в меньшем объеме. Скажем, компания хочет купить 10 тыс. тонн, а ей продают 8 тыс. тонн.
На сегодняшний день, учитывая то, что Ачинский НПЗ с 1 мая закроется на плановый ремонт, красноярские компании могут получать топливо с Ангарского НПЗ. С 10 мая заработает Омский НПЗ, с него тоже можно будет везти бензин в Красноярск.
Нам придется возить топливо из более отдаленных мест, следовательно, транспортные расходы вырастут, и себестоимость продукта уже будет другая, соответственно, цена бензина на заправке подрастет. Такой сценарий развития событий возможен, но ситуации, чтобы на АЗС вообще не было бензина, не будет.
ссылка на комментарий
Олег Харченко
Заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю
Для полной «зачистки» рынка используется вариант снижения поставок сторонним потребителям и осуществление поставок преимущественно (или исключительно) в свои сети.
В прошлом году мы получили ходатайство от вертикально интегрированных нефтяных компаний, «Роснефти» и «Газпромнефти», о согласовании создания и приобретения розничных АЗС. Но речь шла о небольшом количестве: порядка трех-четырех заправок.
Естественно, собственные сети они создать не смогли, поэтому волна, связанная с изъятием с рынка продукции или ее перераспределением в пользу «своих» сетей, до нас докатывается «отраженно», с оттяжкой по времени.