Красноярск по новому генплану останется в прежних границах, будет сокращать промплощадки, застраивать домами набережную Енисея и увеличивать уровень обеспеченности жильем. Проектировщики предлагают властям делать ставку на общественный транспорт и даже газифицироваться ради спасения окружающей среды. Однако депутаты атаковали архитекторов более меркантильными вопросами о том, за счет чего будет расти население, если заводы закрываются, и на какие деньги в нынешние нелегкие времена строить дома, дороги и социалку, если в бюджете сейчас и так дефицит.
10 минут дал на выступление главному архитектору Андрею Макарову депутат Юрий Туров, председательствовавший на первом в стенах горсовета обсуждении нового проекта генерального плана Красноярска до 2033 г.
«Затем задаем кому непонятно какие вопросы — от 2 до 5 минут, не больше», — задал регламент встречи парламентарий.
По генплану Красноярск должен остаться в нынешних границах
Тем временем Макаров освоился на трибуне и начал объяснять, зачем же власти заказали новый генплан. Во-первых, отметил он,
в городе уже есть 50 мест, в которых нынешний главный граддокумент не совпадает с правилами застройки.
«Естественно, во всех этих местах выданы разрешения на строительство, и градостроительные планы можно оспаривать, а это обманутые дольщики и масса других проблем», — сказал чиновник. А во-вторых, с его слов, генплан уже устарел в принципе со своей идеологией 90-х годов.
Теперь же Красноярску предлагают развиваться в качестве научного, культурного, промышленного, экономического и политического центра. Правда, столь масштабных целей город будет достигать в существующих границах — на площади 37,9 тыс. га. Население же, по оценкам проектировщиков, через 18 лет вырастет с нынешнего миллиона до 1,3 млн. Жилищная обеспеченность увеличится с 22 до 31 кв. м на человека — то есть на каждого жителя будет приходиться почти по однокомнатной квартире.
Долю промышленных территорий предполагается снизить до 25% от общей площади.
Во многом это произойдет за счет ликвидации промзон вдоль Енисея и строительства там жилья и офисов. В этом случае протяженность открытой набережной возрастет с 11 до 29 км, посчитали архитекторы.
Северо-Западное — это перспективное направление развития города по проекту генплана, пояснил депутатам Сергей Бычков, первый замгендиректора «Гипрогора», компании, занимавшейся разработкой документации. Именно в этом районе будет сформирован третий общественный центр (в дополнение к Взлетке и исторической части), где особое место займет Сибирский федеральный университет.
«За это надо держаться и это продвигать. Университет — это 50 тыс. студентов», — пояснил Бычков. В этой связи западную часть города предлагается рассматривать «как некую креативную».
«Можно ли узнать, зачем Москве город Красноярск с населением 1,3 млн человек? — поинтересовался первым депутат Максим Золотухин. — Какими будут точки роста?»
Четких объяснений не нашлось. Бычков лишь упомянул, что сам по себе тот же «СФУ направлен на освоение недр Сибири».
«Вы не брошены, сюда вкладывают ресурсы, — уверял он. — И вы получили Универсиаду — это тоже продолжение некой политики Путина, когда территории дается крупное событие».
Впрочем, «разбазаривать» крупную промышленность специалист тоже не советует.
Депутатов интересовали прогнозы по росту населения, инфраструктурные объекты и денежный вопрос
Депутат Константин Сенченко недоумевал по поводу развития на северо-запад и того, что новые микрорайоны придется «топить» существующими ТЭЦ. В этом случае люди, живущие рядом с трубами, получат «увеличение эконагрузки»:
«Почему, чтобы кому-то жилось хорошо и комфортно, другие должны страдать?» — вопросил Сенченко.
Оказалось, что проектировщики предусмотрели строительство четвертой ТЭЦ, работающей только на газе. Здесь вышла интересная история: сначала архитекторы взяли за основу именно газификацию города, но потом их попросили этим не заниматься. Лишь летом прошлого года «к теме вернулись», сообщил Бычков.
«Насколько мы знаем, это работа губернатора с «Газпромом», — добавил он.
Депутат Александр Коропачинский вернулся к вопросу роста населения, а точнее, к тому, откуда 1,3 млн вообще взялись. Бычков пояснил, что прогноз делал сам «Гипрогор». Город закладывал 1,2 млн, у архитекторов максимальное значение вышло «под 1,4 млн». В проект включили нечто среднее.
«За счет чего? — не успокаивался депутат. — Нет сырьевой базы, умерли предприятия! Что может появиться в Красноярске и добавить нам 300 тыс. населения?»
«Красноярск является самым привлекательным городом в Сибири для миграции, — настаивали специалисты. — Город показывает устойчивую динамику роста населения, хотя практически все соседи в лучшем случае сохранили, в худшем — потеряли жителей на фоне западного дрейфа, когда люди уезжают в Москву, Питер и Краснодарский край».
Привлекательным, по оценкам архитекторов, является «миллионный масштаб» краевого центра, который дает свободу выбора, чем заниматься.
Чтобы достичь названной численности населения, Красноярск должен прирастать на 15 тыс. человек в год. По информации «Гипрогора», сейчас группу мигрантов формируют переселенцы из Бурятии, Иркутской области, Хакасии и Дальнего Востока.
Депутат Владимир Чащин высказал сомнения, сможет ли город стать комфортным, как это декларируется в проекте генплана, если он останется в существующих границах, а строители выполнят свою программу и построят 15 млн кв. м жилья. «Следовательно, возрастет плотность населения, а мы — в прежних границах», — подытожил парламентарий.
Главный архитектор Макаров привел в пример Париж, который отказался сдвигать границы.
«Крупные города идут не по пути расширения границ, а создания агломерации», — сказал чиновник.
Депутата Ирину Антипину интересовала ливневая канализация: будет она или нет? Архитекторы заверили, что по генплану весь город охватывается ливневкой, дополнительно придется построить 240 км.
«На Взлетке так ее вообще нет», — вставила свою реплику депутат Евгения Бухарова.
«Как сдавались данные жилые объекты без социалки — для меня это удивительно», — ответил ей Бычков.
На северо-западе должен появиться еще один общественный центр города
Финансовый вопрос поставил проектировщиков в легкий тупик. Депутат Валерий Быков поинтересовался, потянет ли бюджет города все те стройки, что заложены в генплане, с учетом того, что «доходов сейчас не хватает, а от федералов помощи ждать не стоит».
Тут на помощь Бычкову пришел председательствующий депутат Туров.
«Я так понимаю, что Сергей Иванович и его коллеги делали генплан исходя из данных программы социально-экономического развития до 2033 г. Честно говоря, я бы очень хотел почитать этот план. Все на него ссылаются, но я его в глаза не видел».
Показать план экономического развития Красноярска депутатам никто не пообещал. Зато план застройки города они увидят вновь: обсуждение проекта генплана вскоре начнется на комиссиях.