20 августа эксперты разбирались, почему Красноярск испытывает дефицит синих воротничков. При том, что потребность в рабочих стабильно велика, жители города не торопятся примерять на себя роли слесарей, токарей и операторов машинного цеха. Виной тому, по мнению экспертов, ложные идеалы современной масс-культуры, навязываемые прессой.
Впрочем, даже эти эксперты признают, что пока работодатели не могут предложить рабочим достойной зарплаты — и любой начинающий менеджер зарабатывает на своей непыльной работе раза в 2 больше начинающего пролетария. Поэтому
идти в рабочие красноярцам предлагают просто за идею: ради осознания того, что своими мозолистыми руками они крепят промышленную мощь любимой Родины.
По словам руководителя департамента экономики мэрии Татьяны Зеленской, в Красноярске ежедневно возникает потребность «в рабочей силе, новых профессиях в промышленных отраслях, которые сегодня для нас являются приоритетом развития».
«Сегодня у нас достаточно большая доля работает и в сервисе, и в торговле, и в строй-индустрии, и такой род профессий очень востребован. Даже за последние полгода для тех проектов, которые развиваются, нам нужно 2,5 тыс. новых рабочих мест: в металлообработке, лесопереработке, нефтехимии, машиностроении.

В Красноярске существует большой дефицит рабочей силы
Я бы здесь отметила инновационные специальности нового поколения, в которых заинтересованы промышленные площадки. Такие специальности нужно прогнозировать уже сейчас. Те производства, которые динамично развиваются, настроены на то, что перед нами Азия, и надо учиться поставлять туда продукцию. А это значит, что новейшие профессии должны соответствовать новейшему спросу на рынке», — сказала Зеленская.
По словам директора Центра занятости населения Красноярска Александра Кайдалова, рабочих вакансий на рынке труда в избытке.
«Говорить о дефиците рабочих вакансий на текущий момент нет смысла. У нас на пятницу заявлено больше 20,5 тыс. вакансий, и 70% из них – —это рабочие специальности. Из этих 20,5 тыс. вакансий 21% — промышленность, 29% — строительство, все остальное — сфера обслуживания, обработки и так далее», — сказал Кайдалов.
В то же время он признал, что «та проблема с «просадкой» промышленности, которая возникла в кризис, наложила определенный отпечаток на популярность рабочих профессий».
«И молодежь в своей традиционной максималистской традиции желает получать много, профессию модную, то, что рынок не может предложить. У нас топ-менеджеров очень мало, остальные — люди, которые производят материальные блага», — сообщил Кайдалов.

СМИ перестали агитировать население за работу у станка
Отпугивает соискателей от рабочих профессий и зарплата — по словам Кайдалова, некоторые работодатели по-прежнему готовы платить рабочим лишь 10-12 тыс., а вакансий с зарплатой более 20 тыс. в общей массе не более 20%.
Но главная причина нежелания красноярцев идти в рабочие, по мнению Кайдалова, в неправильном воспитании.
«Это то воспитание, которое закладывалось и закладывается в том числе и при участии прессы. Перекос в сознании произошел, и ментальность такова, что все хотят идти на телевидение, радио, в экономисты, юристы. Но основная задача государства состоит в производстве материального продукта. И если мы уйдем в продажи, а производства не будет, то все отвалится. Это сейчас и происходит», — сказал Кайдалов.
Коллегу поддержала Зеленская, припугнув повинных в популяризации ложных идеалов журналистов,
что при отсутствии промышленности и прессе вскоре придет конец.
«У нас сформировалось новое мышление, новая экономика, новые рынки. Был один госбанк — теперь тысячи, было несколько печатных изданий — теперь сотни. У нас страна формировала новые гуманитарные отрасли, была потребность в специалистах для них, но, видимо, происходит насыщение, и ментальность надо менять. Сегодня рост промышленности и переиндустриализация — это основная задача. Нужно создавать условия в обществе, в воспитании, в понимании того, что если будет много печатных изданий и не будет промпроизводства, то со временем они все обанкротятся», — сказала Зеленская.
Впрочем, директор по персоналу и общим вопросам ОАО «Красмаш» Олег Титов все-таки признал, что в сфере оказания услуг деньги зарабатывать проще, чем стоя у станка.
«В промышленности нужно время, чтобы научиться и стать хорошим конструктором, технологом, вырасти до начальника. Это нелегкие деньги, но они стабильны. Человек может развиваться здесь, понимая, что делает важное и нужное дело для своей страны», — высокопарно заявил Титов, тут же напоровшись на справедливое замечание журналистов о том, что «эту ментальность мы потеряли еще 20 лет назад».
«Так мы вас, журналистов, и просим возрождать!» —
парировал Кайдалов и ударился в рассуждения о привлекательности рабочих профессий.

По словам чиновников, рабочая специальность — это путь к стабильности
«Для тех, кто в бизнес не попадает, это дорога к стабильности, здесь не хватают с небес манны, но здесь тебе гарантирована зарплата, на которую ты можешь кушать, семью обеспечивать, пусть не изумительным чем-то, но по крайней мере в отпуск раз в год ты можешь уехать. Эта стабильность — главное для среднего класса», — заверил Кайдалов.