Две недели назад в России почти незамеченным прошёл относительно новый «праздник» — Всемирный день защиты прав потребителя. Управление Роспотребнадзора по краю, правда, провело пресс-конференцию в этот день.
Анастасия Потёкина
Однако упомянув про дату, представители надзирающего органа плавно перешли к реалиям более близким народу — нарушениям в деятельности финансово-кредитных организаций. Поскольку, как было упомянуто в пресс-релизе, распространённом Роспотребнадзором, именно финансовый сектор стал источником общемирового финансово-экономического кризиса и его наиболее уязвимым звеном.
Оно и понятно, банки нынче не в почёте. «Жирные коты» — едва ли не самое приличное определение, которое можно прочитать на форумах потребителей банковских услуг.
Мало того, что в кризисе виноваты, так ещё и пытаются на народе наживаться, повышая в одностороннем порядке ставки по кредитам. Представители Роспотребнадзора, собственно, и рассказали об основных жалобах населения и предпринятых действиях по «окорачиванию» банкиров.
За три года, с 2007 по 2009 гг., управлением на территории Красноярского края было проведено порядка 70 проверок банковских организаций, в результате которых были выявлены факты включения в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей, такие как навязывание банком дополнительных платных услуг, одностороннее изменение или расторжение договора, штрафные санкции в отношении потребителей за несвоевременное внесение платежей, а также за досрочное погашение кредита и т.п. В 34 случаях из 70 банки были привлечены к административной ответственности в виде штрафов.
Более того, уже в январе-феврале года текущего Роспотребнадзор отметил резкий всплеск обращений граждан. Если в 2009 г., по статистике управления, было рассмотрено 816 обращений потребителей, то в первые два месяца 2010 г. этот показатель составил 845 обращений.
Специалисты ведомства связывают такой значительный рост активности граждан с усилением деятельности Роспотребнадзора по просвещению потребителей в вопросах правовых гарантий, предпринимаемыми усилиями по формированию положительной судебной практики разрешения споров между кредитными организациями и потребителями, а также с повышением финансовой грамотности населения…
И вот тут-то позволю себе заметить — что же это за грамотность такая однобокая? Предчувствуя, как сейчас полетят на мою голову томаты и гневные посылы, все-таки скажу: давайте будем честны перед собой. Не мы ли сами с удовольствием подсаживались на «кредитную иглу», беспечно «тарясь» благами прогресса в магазинах бытовой техники, бодро подписывая так и непрочитанные кредитные договоры? Не мы ли искренне не понимаем, что такого в том, чтобы «не вернуть долг», и придумываем 1000 и 1 способ укрыться от выплат?
Слово «банкрот» для большинства из нас — не страшный диагноз, а повод для умиления — молодец, смог вывернуться… Наша грамотность в мире финансов, в сфере управления собственными деньгами, в части собственного бюджетирования не поддаётся пока исчислению в положительных значениях. Поэтому пока слова «финансовая грамотность» продолжают оставаться модным работающим лозунгом для правительства и филькиной грамотой для населения, в России всегда будет возможность для Роспотребнадзора отчитаться о проделанной работе, а нам огорчённо воскликнуть «Человека обидели!».
Анастасия Потёкина
Портал «Финансист»