С 2012 г. страны Евросоюза хотят ужесточить требования к поставкам древесины. Планируется, что если у поставщика не будет документов, подтверждающих легальность вырубки, покупаться древесина не будет. Этот законопроект сейчас рассматривается парламентом ЕС. Красноярские представители лесозаготовительных предприятий отмечают, что, скорее всего, Евросоюз этой инициативой стремится снизить конкурентоспособность российских компаний на европейском рынке.
С 2012 г. страны Евросоюза хотят ужесточить требования к поставкам древесины
Учитывая, что до 2012 г. осталось не так много времени, России, чтобы подготовиться к новым требованиям и сохранить право экспортировать древесину в Европу, нужно активизироваться.
Согласно информации, озвученной во время «круглого стола» в Торгово-промышленной палате (ТПП), в прошлом году в нашей стране было заготовлено 159 млн кубометров древесины. А нелегально вырублено, по разным экспертным оценкам, от 10 до 35 млн кубометров. Примерно треть объема ушла за границу, остальное — на российские предприятия.
«Это очень большие цифры — примерно столько древесины в год заготавливает один регион. По самым скромным подсчетам, цена ущерба государству — 50 млн долларов», — комментирует «Российской газете» координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Николай Шматков.
Впрочем, отсутствие учета не единственный фактор, который может способствовать незаконным вырубкам леса. Как заметил замруководителя Рослесхоза Борис Большаков, есть несколько видов проблем, способствующих разгулу «черных» лесорубов. Во-первых, экономические: если не платить налоги, социальные платежи и пошлины, можно получить очень высокую доходность. Что и делают недобросовестные бизнесмены. Во-вторых, социальные.
«В сельской местности сохраняется высокий процент безработицы и низкий уровень жизни населения, и люди вынуждены так зарабатывать на хлеб», — комментирует Большаков. И, в третьих, правовые. Недостаточные меры воздействия на браконьеров, несогласованность действий между органами власти делают свое дело.
Эксперты также заявляют, что одной из причин нелегальной вырубки лесов является невозможность малого и среднего бизнеса заниматься этой деятельностью законно.
«Это под силу только крупным компаниям, потому как государство предъявляет к дровосекам ряд серьезных требований: лесовосстановление, охрана леса от пожара и вредителей плюс налоги, пошлины. В принципе, это правильно. Но получилось так, что малые и средние предприятия при этом не ушли с рынка, а переместились в тень, и с этим надо что-то делать», — говорит Николай Шматков.
Как ответили ДЕЛА.ru в пресс-службе министерства природных ресурсов и лесного комплекса края, даже если Евросоюз примет данный закон, на перераспределении экспорта леса в Красноярском крае мало что изменится. Основные страны-потребители лесопродукции нашего региона Китай, Япония, Корея и Турция. Процент древесины и леса, идущих на продажу в Европу, очень мал.
По данным краевого министерства с каждым годом процент экспорта пиломатериалов в крае растет, так за 9 месяцев 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г., увеличение экспорта пиломатериалов составило 14,6%, ДВП (Древесно-волокнистые плиты) 63,3%, рост экспорта ДСП (древесно-стружечная плита) составил 53%. Экспорт необработанных материалов снизился на 23%.
По мнению участника рынка, проблема нелегальной добычи леса в крае остро не стоит
Заместитель генерального директора по стратегическим вопросам компании «КЛМ Ко», занимающейся заготовкой древесины, Богдан Рженецкий в разговоре с ДЕЛА.ru отметил, что не совсем понимает, в какой степени незаконная рубка касается Евросоюза, поскольку это сугубо внутренняя проблема страны в которой ведется лесозаготовка. А Евросоюз, лоббируя закон в части требований к легальности продаваемого леса и тем самым усложняя процедуру добычи древесины, скорее всего, пытается снизить конкурентоспособность российского лесного бизнеса.
«Процедура проверки на легальность-нелегальность древесины будет стоить каких-то денег. Это приведет к увеличению себестоимости продаваемого леса, из-за чего энное количество российских предприятий потеряют рентабельность и будут вынуждены уйти с европейского рынка, освобождая место для скандинавских компаний, либо для местных европейских», — комментирует Богдан Рженецкий.
По словам красноярского эксперта, проблема нелегальной добычи леса в крае остро не стоит. Этому способствует ряд причин. Во-первых, существуют весьма эффективные способы отслеживания незаконных вырубок — аэрофотосъемка, спутниковое слежение (просматривается каждая тысяча кубометров), с их помощью можно быстро выявить новые незаконные вырубки и их пресечь.
«В нашем регионе процент нелегальных вырубок очень мал. Если в целом по краю заготавливается в хорошие годы 10, в плохие 6 млн кубометров, то в этом числе лес, заготовленный нелегальным путем, не составляет и половины одного процента от общего объема», — подчеркнул г-н Рженецкий.
Вторая причина низкого уровня браконьерства в отрасли — повышенный риск.
«Мелкие компании, которые занимаются незаконной добычей леса, делают это в первую очередь не из-за нужды, а из-за желания сэкономить, заработать больше денег. А разговоры о том, что пошлины и налоги давят малый и средний бизнес, загоняя в „тень“, я лично считаю далекими от реальности. Если крупные компании могут работать честно, то и малые могут тоже. Просто работать надо будет без сверхприбылей, платить все подати, налоги и зарплату, — заявляет Богдан Рженецкий.
— Крупным компаниям невыгодно заниматься нелегальной заготовкой леса, слишком высок риск. Во-первых, это все легко отслеживается, во-вторых, штрафы, санкции и потеря доброго имени компании перекроют все доходы от продажи нелегального леса».
Любой незаконный бизнес должен пресекаться, констатирует эксперт. По его словам, если малый и средний бизнес, занимающегося добычей леса, заставить работать по закону, то многие просто уйдут с рынка. Это будут именно те, кто хочет иметь сверхприбыли путем незаконных махинаций, либо предприниматели у которых в компании не хватает уставного капитала, чтобы вести дела честно, и они вынуждены экономить, находясь в «тени». «В любом случае и первым, и вторым не место в лесном бизнесе», — резюмирует эксперт.
Как уверяют представители крупных компаний, представляющих лесную отрасль региона, ужесточение требований к поставляемой древесине серьезно на отрасли не скажется.
Услышать мнение представителей малого и среднего бизнеса, занимающегося добычей леса, не удалось. Разговаривать на тему нелегальной добычи леса в крае с ДЕЛА.ru предприниматели отказались.