Одно из крупнейших по объемам активов госпредприятие края «Центр транспортной логистики» (ЦТЛ) может быть реорганизовано.

Центр транспортной логистики управляет транспортом и энергетикой на широкую ногу
Сейчас коммерческая структура при небольшом штате сотрудников сконцентрировала в своих руках управление
почти всеми региональными проектами по развитию авиационного, железнодорожного, речного транспорта, а также проектами в сфере энергетики.
Депутаты Законодательного собрания в правильности такого подхода усомнились и высказали все претензии на комитете по промышленности и вопросам жизнеобеспечения. Парламентарии полагают, что эффективность инвестиций в ЦТЛ контролировать невозможно.
Уверенности в целевом расходовании средств не добавляет и тот факт, что руководство предприятия уже попадало в поле зрения правоохранительных органов за махинации с деньгами из бюджета.
Госпредприятие «Центр транспортной логистики» было создано в марте 2000 г. Сейчас его уставный капитал составляет почти 4 млрд руб.
Помимо всего прочего предприятие владеет достаточно крупными активами.
Это ООО «Аэропорт Емельяново» (управляющая компания аэропорта Красноярска, преемник ОАО «Аэропорт Красноярск»), ОАО «Пассажирречтранс» (оператор пассажирских перевозок по Енисею), ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» — КРЭК (обслуживает электросети в нескольких городах края, владеет заводом металлоконструкций в Назарове), а также 49% акций «Краспригорода» (оператора пригородных железнодорожных перевозок).
Обсуждение работы ЦТЛ на комитете началось с согласования назначения директора предприятия. Кандидата представила замминистра промышленности и энергетики края Наталья Михалкина. Чиновники предложили Заксобранию поставить у руля ЦТЛ прежнего руководителя — Андрея Августиновича. Он управляет предприятием с 2007 г. и, по словам Михалкиной, участвовал в процессе погашения долгов работникам «КрасЭйр», создании «Аэропортов Красноярья», а сейчас курирует развитие красноярского авиационного узла.
Михалкина попросила одобрить кандидатуру Августиновича. Депутаты в принципе были не против, но у них, как оказалось, скопилась масса вопросов к деятельности предприятия.
«Я давно знаю Августиновича, поддерживаю его и прошу за него голосовать, — выступил первым депутат, глава КрасЖД Владимир Рейнгардт. — Но, на мой взгляд, правильнее было бы все это передать министерству транспорта. Это было бы логично».
«Возможно, и было бы логично, но у нас там авиатранспортный узел и авиация», — ответила Михалкина.
«Вечный» спор о том, почему минпромэнерго занимается авиацией, поспешил пресечь председатель комитета Виктор Зубарев. Он уточнил, что распределение полномочий между министерствами — это прерогатива исполнительной власти.

Красноярским авиаузлом «по традиции» в крае ведает министерство промышленности и энергетики
www.yemelyanovo.ru
«А вообще я прошу коллег поддержать Августиновича, — решил закруглить беседу хвалебными отзывами о кандидате Рейнгардт. — Долгое время уже совместно работаем, я его знаю пять лет только с хорошей стороны. Он — конструктивный руководитель. Нам многое удалось решить по пригородным перевозкам пассажиров».
После этого дотошно расспрашивать Августиновича о работе ЦТЛ принялся Зубарев.
«Центр транспортной логистики» имеет историю многолетнего конфликта, — начал свой вопрос Зубарев. — Мы покупали за счет бюджета края грузовые вагоны, чтобы не было перебоев в поставке угля на наши тепловые станции. Потом они были то ли похищены, то ли расхищены — все это было как раз перед вашим приходом в «Центр транспортной логистики». Что изменилось с того времени, где и какие остались «хвосты», что сделано и предстоит сделать?»
Августинович начал с того, что в истории с вагонами «хвостов не осталось».
По его словам, в свое время они были приобретены с истекшими сроками службы за деньги, которых реально не стоили. Впоследствии вагоны были восстановлены и сейчас сдаются в аренду другим операторам железнодорожных перевозок.

ЦТЛ называет сдачу в аренду вагонов основным источником своих доходов
«Это основной источник дохода, на который существует ЦТЛ, — сказал Августинович.
— А от дочерних обществ источников доходов у нас нет».
Он отметил, что дело с покупкой вагонов уже завершилось в суде. Против прежнего директора (Константина Штоббе) были возбуждены уголовные дела, он получил условный срок, но взыскать с него ущерб предприятие не может. «У ЦТЛ есть два исполнительных листа – на 1,9 млн руб. и 3 млн руб., которые мы с регулярностью отправляем приставам, на что получаем ответ, что нет имущества. Вот это можно считать «хвостом», — заключил Августинович.
Основные перспективы ЦТЛ Августинович видит в развитии дочерних структур, особенно аэропорта «Емельяново» и его нового терминала, на который «сейчас брошены основные силы».
«Наталья Николаевна, получается, что ЦТЛ занимается сегодня аэропортом? То есть предприятие живет как рантье, получая доход от арендных платежей, а какие цели и задачи-то еще есть? Для чего оно нам нужно? Зачем нам нужны вагоны? Может, их лучше продать?», — забросал министерство вопросами Зубарев.
Замминистра Михалкина, показалось, к ответам не была готова, поэтому Зубареву пришлось и дальше разговаривать с Августиновичем.
«У нас есть 273 единицы универсальных полувагонов, из них 51 вагон списан, по остальным срок службы истекает в конце 2012–2015 гг. и продать их уже, наверное, не представляется возможным», — возразил депутату руководитель предприятия.
«Как же они могли оказать вам содействие вагонами? — обратился тогда Зубарев к Рейнгардту. Может, я правда чего-то недопонимаю?»
«Мы с ними сотрудничаем не в плане вагонов, грузовых перевозок или сдачи вагонов в аренду, — ответил глава КрасЖД. — Мы работаем по пригородным перевозкам».
«А вы как участвовали в этом вопросе?» — вновь повернулся к Августиновичу Зубарев. Но ответ последовал с другой стороны.
«ЦТЛ владеет 49% акций «Краспригорода», — просветил коллегу Рейнгардт. А Августинович добавил, что предприятие владеет еще и «Пассажирречтрансом», и КРЭК. После чего ЦТЛ получило от депутата Сергея Зяблова емкую характеристику структуры собственности — «винегрет».

Центр транспортной логистики занимается энергетикой не по уставу
«Надо правительству навести порядок, — выразил мнение Зяблов. — Может, не сейчас, но через какое-то время министерства должны совместно упорядочить работу предприятия. Потому что в отчете счетной палаты написаны серьезные вещи, от которых нельзя отмахнуться».
И действительно — во время проверки аудиторы выявили, что ЦТЛ занималось теми видами деятельности, которые не были даже прописаны в их уставе.
«В частности, это работа по капиталовложениям в энергетику, — уточнили специалисты. — Данная ситуация, конечно, была поправлена, но это не означает, что это правильный подход».
Депутат Анатолий Матюшенко предложил коллегам вынести вопрос о дальнейшей деятельности ЦТЛ на уровень правительства.
«Получается, это не «Центр транспортной логистики», а «Центр палочка-выручалочка», — придумал название структуре Матюшенко.
— Если что-то всплыло, то нужно заходить через краевую адресно-инвестиционную программу, там есть процедуры, контроль, конкурсы.
А здесь деньги вбросил в уставный капитал, и до свидания все конкурсы и аукционы. Кто там контролирует цены, какая там рентабельность?..»
«Мне непонятно, зачем нужен этот центр, — заявил, подводя итоги, обсуждения Зубарев. — По тем направлениям работы, что вы озвучили, — это минимум прямое подчинение председателю правительства.

Пассажирские речные суда тоже находятся в подчинении у ЦТЛ
И аэропорт, и пригородные перевозки, и речфлот — это целое министерство можно создавать. Все это в руках у одного руководителя с небольшим коллективом. Предприятие работает как рантье с небольшим доходом, а определяет политику по ряду важных направлений».
Члены комитета пришли к выводу, что нужно провести отдельное заседание по вопросу перспектив существования ЦТЛ.
При этом депутат Рейнгардт в дополнение предложил провести обсуждение в закрытом режиме и пригласить на него председателя правительства Виктора Томенко. «Полностью поддерживаю ваше предложение», — ответил ему Зубарев.