Сегодня, 9 декабря, в Красноярске открывается новый ночной клуб – «Евро». К этому событию ДЕЛА.ru подготовили обзор рынка ночных клубов города и выяснили, что на нем до сих пор есть неосвоенные ниши, что больше всего денег рынку приносит «офисный планктон», а будущее отрасли неразрывно связано с либеральными настроениями.
Среди участников рынка нет единого мнения насчет числа игроков, работающих в этой сфере. Все потому, что количество заведений, так или иначе причисляющих себя к клубам, довольно велико. «Понятие клуба растяжимое — любое заведение общепита может назвать себя клубом», — считает клубный менеджер Дмитрий Швец (бывший креативный директор клуба «Три дня дождя»).
Новые клубные проекты появляются регулярно,
по мере закрытия старых
Однако, по его мнению, любой ночной клуб должен соответствовать вполне определенным критериям и стандартам. «Это не просто место, куда приходят выпить и поесть. Это место, где есть определенное движение, клубная атмосфера, которая отличается от атмосферы ресторана или бара. Здесь работают люди клубного формата — ди-джеи, танцоры, ви-джеи», — отмечает Швец.
По его словам, сейчас в городе можно всерьез говорить о восьми-девяти полноценных ночных клубах — среди них «Стерлинг», «Че Гевара», «Харлей», «Подиум», «Иксы», «Колорадский папа», «Чарли».
«На сегодняшний день лидером я, безусловно, считаю «Лофт» — хотя они себя причисляют к барам, но на деле полностью подходят под критерии ночного клуба», — рассказал Швец.
Арт-директор ночного клуба «Колорадский папа» Дмитрий Коробейников полагает, что востребованных заведений в городе и того меньше — порядка пяти. «Это «Колорадский папа», «Иксы», «Лофт», «Стерлинг», «Амстердам», — сказал Коробейников.
В поиске новых форматов
По словам наших собеседников, рынок ночных клубов в городе практически статичен по размеру и составу.
«Новых игроков в последнее время не появлялось. Например, закрылись «Три дня дождя», сейчас открывается «Евро» — но это те же игроки», — сказал гендиректор сети клубов «Иксы» Сергей Маслаков. Коробейников добавляет, что как только на рынке освобождается свободная ниша, ее тут же кто-то занимает.
При этом Маслаков уверен, что рынок ночных клубов в Красноярске еще может вырасти — за счет неосвоенных форматов, которые привлекут новую аудиторию. «Их относительно немного, но они есть. Помимо привлечения новой аудитории так или иначе они оттянут часть посетителей других клубов», — сказал Маслаков, однако примеры привести отказался, пояснив, что сейчас сам разрабатывает такой формат.
Он добавил, что за счет новых ниш будет увеличиваться процент жителей города, посещающих клубы — сейчас этот показатель не превышает 5%, и ему есть куда расти.
Мнение Маслакова разделяет и Щвец. «Я считаю, что в отдельных сегментах рынок совершенно не насыщен, и если игрок находит нишу определенного сегмента, то конкуренции у него как таковой не будет», — сказал он.
Сэкономить позволят трэш и антигламур
В период активной работы клуб в месяц зарабатывает от 2 до 8 млн руб. «Клубы по общемировой практике живут 3 года, самое успешное время работы клуба — первый год, после чего идет «жевательная резинка», когда мы пережевываем то, что наработали за первый год. Через 3 года необходимо либо проводить апгрейд клуба, либо менять направление бизнеса», — сказал Швец.
По его оценке, суммарный оборот успешных клубов города равен примерно 70 млн руб. в месяц.
Все игроки признают, что планка входа на рынок по сравнению с соседними городами завышена — причем виноваты в этом сами игроки, устроившие в определенный момент «гонку вооружений», которая в итоге вылилась в возросшие запросы публики к интерьеру, персоналу и качеству творческого коллектива.
Маслаков оценивает минимальную стоимость входа на рынок в 12 млн руб., а Коробейников считает, что если не гнаться за оригинальным дизайном и поставить средний свет и звук, то можно уложиться и в 10 млн.
При этом он отмечает, что при желании клуб можно сделать вообще на пустом месте. «Если у вас есть помещение и вы хотите сделать обыкновенный андеграунд-клуб в стиле антигламура, легкого треша и пинапа, то смело можно и в 1 млн уложиться», — сказал Коробейников.
По оценке Швеца, минимальная планка несколько повыше, в районе 3 млн. «Самый дорогой клуб в Красноярске обошелся собственникам в сумму около 40 млн», — добавил Швец.
Денежный планктон
По оценкам участников рынка, средний чек при посещении ночного клуба составляет 0,8-2 тыс. рублей на человека.
По мнению игроков, зарабатывать сейчас проще всего на аудитории «от 25 лет».
«Это люди, у которых есть деньги, в отношении них меньше проблем и с правоохранительными органами. С молодежью больше проблем и денег от нее меньше», — объясняет Коробейников.
Красноярские офис-менеджеры – основа финансовой стабильности красноярских клубов
Швец данную аудиторию обобщенно называет «офис-менеджерами». «Тут все просто — сейчас зарабатывать легко с тех людей, которые сами зарабатывают деньги и сами решают, на что их потратить. А золотая молодежь, просто молодежь очень четко зависит от родительских денег, и как только начинается какой-то кризис, родители могут ограничить своих чад в расходах на развлечения», — поясняет Швец.
По его мнению, о платежеспособности «офис-менеджеров» говорит и то, что сейчас около половины всех успешных клубов заточены именно под их потребности.
«Если говорить о «Лофте», «Че Геваре», «Иксах», «Харлее», «Стерлинге» — они работают в тренде рестоклуба, мэшап-вечеринок. Это клубы для офисных работников, для бухгалтеров, менеджеров среднего звена, и они ориентируются на потребности этой аудитории — люди отработали в 7 вечера и пошли в клуб, поели там, выпили и принялись танцевать», — говорит Щвец.
Он обещает, что запускаемый им клуб «Евро» будет работать в ином формате. «В моем понимании клуб — это прежде всего феерия, место, куда люди собираются, красятся и идут как на праздник, как на концерт. И «Евро», надеюсь, будет этим требованиям соответствовать», — сказал Швец. По его словам, в «Евро» будет два танцпола: нижний - для мэшапа - и верхний, с коммерческим хаусом. А по количеству и качеству звука и света новое заведение окажется в лидерах среди клубов города.
Привозы против спонсоров
Структура расходов клуба складывается из зарплаты, арендной платы за помещение, если оно снимается, бюджета на рекламу и расходов на программы — привоз артистов федерального уровня и наем местных исполнителей.
«Сейчас сплошь и рядом говорят, что привоз не окупается, но клуб редко при правильном подходе остается в минусе от этих привозов. Потому что работа ведется на итог — если даже какой-то привоз оказался минусовым, то следующий может окупить и себя, и его. Клуб работает для того, чтобы заработать денег на итоге. Плюс на имидж заведения привозы влияют положительно», — рассказал Маштаков.
Выручка клубов строится из трех частей – это билетная составляющая, общепит, который делится на бар и кухню (25-35% от оборота общепита), и спонсорские вложения. «Спонсорство распространено и в некоторых клубах может составлять до 50% дохода», — рассказывает Швец. Деньги в клубы готовы вкладывать сигаретные бренды, производители алкогольных напитков, газировки, энергетиков.
Стагнация способна похоронить клубы
По мнению Маштакова, в будущем рынок клубов окончательно сегментируется. «Останутся клубы разного формата, не будет конкурирующих между собой заведений, каждый будет работать в своем направлении. Каких-то новых игроков на рынке, думаю, ожидать не стоит», — сказал Маштаков.
Швец связывает будущее рынка с развитием страны в целом. «Все будет зависеть от того, будет ли в стране идти стагнация — на это реально завязано развитие клубного рынка. Потому что на поминках пляшут только один раз, а все остальное время сидят и плачут. Если у людей не будет уверенности в будущем, то и ничего другого не будет», — заключил Швец.