Продажи в кредит в торговых сетях бытовой техники начали расти.
Это свидетельствует о том, что банки облегчили условия кредитования.
В Красноярске рост кредитных продаж заметен в крупных сетях — до 20%, небольшие магазины бытовой техники увеличение доли кредитов не увидели.
Люди снова начали оформлять потребительские кредиты
Продажи в кредит в крупных федеральных сетях бытовой техники практически вернулись на докризисный уровень.
Как сообщили «Ведомости», доля кредитных продаж в магазинах «М.Видео» в 2009 г. составила 15%, а в этом году, по прогнозам компании, вырастет до 20%.
На рынке явное оживление: люди опять готовы покупать в кредит, а банки — раздавать деньги, радуется представитель «М.Видео» Юлия Сорокина. Она отмечает и средний рост чека по кредитным продажам: сейчас он составляет 20 тыс. руб. против прошлогодних 17-18 тыс. руб.
В «Эльдорадо» доля продаж в кредит в 2008 г. составляла 30%, вспоминает PR-директор Сергей Соколов. В прошлом году она упала почти вдвое — до 16%, а в этом подросла до 20%. Средний чек, примерно 17 000 руб., по его словам, не снижался даже в кризис, ведь в кредит покупают в основном крупную бытовую и другую дорогостоящую технику. «Неcмотря на тенденцию к росту кредитных продаж, мы считаем, что возврат их доли на докризисный уровень маловероятен», — говорит Соколов. По его мнению, покупатели стали более трезво оценивать свои возможности и финансовое положение.
Спрос на кредиты в торговых точках серьезно снизившийся в начале 2009 г., уже к середине года заметно вырос, рассказывает председатель правления «ОТП банка» Алексей Коровин. За год банк выдал около 2 млн кредитов в торговых точках на 28 млрд руб. — на 15-20% больше, чем в 2008 г.
Оценки «Ренессанс кредита» в целом близки к этим показателям, говорит представитель банка. Доля кредитных продаж должна превысить докризисный уровень в 18%, подчеркивает он.
В красноярских компаниях ситуация сложилась более интересная, чем в московских торговых сетях.
Кредитные продажи в сети «БытТехника» выросли на 20% по сравнению с прошлым годом
Крупные местные игроки, как и федеральные компании, отмечают рост доли кредитных продаж в общем объеме покупок, небольшие магазины считают, что структура продаж в кризис осталась прежней, доля покупок, совершенных в кредит, минимальна.
Продажи в кредит заметно выросли по сравнению с прошлым годом и продолжают уверенно расти, отметила в разговоре с ДЕЛА.ru руководитель розничной торговли сети магазинов «Быттехника» Людмила Пахомова:
«В 2010 г. кредитные продажи в нашей сети по сравнению с прошлым годом выросли на 20%. Однако до докризисных показателей еще далеко. В 2008 г. доля продаж в кредит составляла порядка 50% от всего объема продаж, сейчас эта доля составляет пятую часть от всех продаж».
По словам Людмилы Пахомовой, рост кредитных продаж продолжится. Дело в том, что за 1,5 года кризиса в силу объективных причин в этой области сформировался отложенный спрос, которые может вызвать дальнейшее увеличение кредитных продаж.
«В кризисном 2009 г. люди не совершали покупки в кредит главным образом из-за ужесточившейся политики банков. Покупатели часто просто не могли получить кредиты. До кризиса из 10 заявок банк подтверждал 8, в кризис из 10 заявок удовлетворялись 1-2, сейчас этот показатель стремится к 5-6. Это свидетельствует о том, что банки стали выставлять более лояльные требования к заемщикам», — отметила она.
Показательно, что увеличение доли кредитных продаж ощутили на себе лишь крупные сети, небольшие игроки перемен в структуре продаж не заметили.
Особого бума в продажах нет,
хотя некоторое оживление
на рынке присутствует
«Доля кредитных продаж у нас в магазине не увеличилась, очередей за получением кредита на покупку бытовой техники нет, как особо не было и до кризиса, — рассказывает ДЕЛА.ru менеджер по продажам сети магазинов «Альтернатива Синицы» Роман Цурган.
— В основном на кредитных продажах специализировались федеральные сети. У нас продажи в кредит шли не так широко, все равно подавляющая часть покупок совершалась за наличные. Сейчас кредитные покупки сократились до минимума, и совершаются примерно раз в месяц, в докризисный период люди приобретали бытовую технику в кредит практически ежедневно».
Роман Цурган объясняет такое положение дел политикой банков, которые до сих пор не готовы идти навстречу потребителям, выставляя более выгодные условия по кредитам.
«В докризисное время покупатели были опьянены получением легких денег с помощью кредитов. Сейчас народ протрезвел, научился считать деньги, тем более, условия, которые выставляют банки, очень жесткие. На данный момент потребительский кредит, взятый на покупку бытовой техники, обойдется покупателю в 40% годовых».
Аналогичную ситуацию обрисовали представители компании «Дом Электроники». Клиенты, которые готовы совершить покупку в кредит, появляются с частотой раз в месяц. Главная причина та же — жесткие требования к заемщикам со стороны банков.
При этом красноярские компании отмечают, что и особого бума в продажах нет, хотя некоторое оживление на рынке присутствует.
«До кризиса часто случалось, что покупатели совершали стихийные покупки, заходили в магазины без цели, но с потребностью что-то купить. В кризис клиенты стали избирательными, очень тщательно подходят к вопросу покупки, и берут только то, что необходимо. Плюс к этому местный рынок бытовой техники сильно затоварен, конкуренция жесточайшая, приходиться бороться буквально за каждого покупателя», — отметил г-н Цурган.