Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству работает над рецептом, который защитит граждан от хулиганства и хамского отношения. Предлагается ввести институт судебного запрета. Этот орган позволит подвести под статью тех, кто сегодня без особой опаски играет на нервах окружающих.
Проблема весёлых и шумных соседей актуальна для многоквартирных домов
Об инициативе создать институт судебного запрета и решить проблемы большого количества преступлений, возникающих на почве бытовых конфликтов, сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. В данный момент депутаты приступили к обширному обсуждению этой темы.
Суть идеи судебного запрета в том, что, если кто-то какими-то своими действиями мешает людям спокойно жить, ему просто запретят этим заниматься. Иными словами, человек, которого допекли беспокойные соседи, используя судебный запрет, может обратиться в суд, чтобы тот выдал строгое предписание нарушителю спокойствия, что так делать нельзя.
Сам по себе запрет не будет наказанием, по сути, этот документ будет носить превентивный характер. Обладатель предписания не будет числиться на учете в милиции, его не будут посещать судебные приставы и так далее. Но если выданное предписание будет нарушено, то фигурант может понести уголовную ответственность. Создание института судебного запрета позволит подвести под статью тех, кто сегодня без опаски играет на нервах окружающих.
В ныне действующем Гражданском кодексе существует статья 293, которая предусматривает жесткие санкции, если собственник квартиры систематически нарушает права и интересы соседей. В принципе и с помощью этой статьи можно решать бытовые конфликты, но проблема в том, что механизм реализации 293-й статьи очень громоздкий и требует много времени и терпения. Процедура может затянуться на несколько лет.
Главная проблема в том, что эта статья просто по определению не может применяться массово. Кроме того, она не спасает, например, от соседа, который повадился выгуливать собаку на клумбах, за которыми вы тщательно ухаживаете. В случае применения судебного запрета, собаковод может получить бумагу, в которой будет его имя и запрет на выгуливание собаки на конкретных клумбах.
Сам по себе запрет не будет наказанием, по сути, этот документ будет носить превентивный характер
Каким будет наказание за непослушание, пока сказать трудно.«В первую очередь судебный запрет будет носить превентивный характер. Сегодня 70% уголовных дел — это преступления бытового характера. Между соседями часто возникают конфликтные ситуации, по которым нет правового механизма разрешения спора. Или он есть, но не работает, — комментирует «Российской газете» Владимир Груздев.
— Часто конфликты заканчиваются драками, а то и убийствами. Решить проблемы мог бы судебный запрет. Наша основная задача — не наложить взыскание. Судебный запрет — это мера судебного воздействия, превентивная. При этом в законе должен быть прописан исчерпывающий перечень возможных запретов. В них должны быть здравый смысл и логика».
Директор юридического агентства «Реноме» Татьяна Худилова, комментируя ДЕЛА.ru инициативу профильного комитета Госдумы, отметила, что эффективнее всего будет наказывать нарушителей существенными административными штрафами.
«Я считаю, что создание института судебного запрета вряд ли окажется эффективной мерой. И это больше вопрос не законодательства, а русской ментальности. Русские привыкли решать конфликты самостоятельно, а не через суд.
Поэтому не думаю, что выдача судебных запретов на то или иное действие конкретного гражданина, даст какой-то результат. Бумаги с печатями уже давно никого не пугают, — говорит Татьяна Худилова.
— Эффективность исполнения судебных запретов зависит от наказания. Поэтому должна быть разработана мощная система наказания, человек должен точно знать, что последует, если он нарушит запрет. По моему мнению, русских нужно наказывать рублем, это самое действенная мера».
Случались ли у вас конфликты с соседями?
Юрий, экономист, 35 лет
— Один раз был конфликт, лет в 15 лет. Ночью соседи шумели. Постучал в стену, они пьяные пришли скандалить, хотел даже полезть в драку, но сосед был сотрудником милиции. Пришлось пожаловаться на него в РУВД. После чего сосед затих надолго. Больше в жизни бытовых конфликтов не случалось. Может, это из-за того, что я мало общаюсь с соседями. На новой квартире живём полгода, и я ни с кем ещё не познакомился, только здороваюсь.
Иван, врач, 27 лет
— Никогда не случались. Даже не знаю почему, то ли соседи у меня адекватные, то ли... Да и не сказать, что они адекватные. Но, тем ни менее, не случались, за исключением мелких споров. Были очень незначительные подтопления, которые не понравились соседям снизу. Как-то ругали меня за громкую музыку, один раз, когда мне было 17 лет. Больше конфликтов не припомню, видимо, я просто неконфликтный.
Татьяна, руководитель отдела пиара и рекламы, 40 лет
— Бытовых конфликтов с соседями не случалось. Были случаи, когда пару раз соседи делали замечания по типу: «Не курите на площадке, дым в квартиру идет». Я извинялась, и больше на площадке не курила. Но это не конфликт, просто спорная ситуация.
Я миролюбива и даже дружу с соседями. Мы с ними совместными усилиями решаем бытовые проблемы. Например, собираем деньги на уборку подъезда, ремонт проводки и покупку новых пробок. Вместе все вопросы решать легче.
Ольга, маркетолог, 30 лет
— Серьезных конфликтов с соседями пока не случалось, хотя это уже пятое моё место жительства. Скорее всего потому, что все они были людьми почтенного возраста. Шумные застолья конечно случаются с обеих сторон, но они достаточно редки, и можно терпимо к ним относиться.
Были конфликты с соседями, которые топили нас трижды в месяц, не желая платить за ремонт, и с соседом, который любил поздно возвращаться домой навеселе и будить весь подъезд. В обоих случаях пришлось достаточно жестко отстаивать свою позицию. Соседи-подводники в итоге отремонтировали сантехнику, а соседу-гуляке жена стала открывать дверь сразу.