Федеральная антимонопольная служба возбуждает по всей России дела против производителей продуктов. Этим способом антимонопольщики пытаются выполнить указания руководителей государства о сдерживании роста цен.
Красноярские ритейлеры уже сообщают о повышении цен производителями молочных продуктов, поставщиками муки. Властям предстоит разобраться, где на цены влияют действия монополистов, а где — реальная рыночная ситуация.
Засуха в европейской России дала производителям продуктов повод для поднятия цен
Антимонопольные органы начали серию расследований в связи с ростом цен на продукты. Московское управление ФАС объявило о возбуждении дела по факту повышения цен на хлеб тремя хлебокомбинатами, оптовые цены на муку проверяют в Татарстане (заявлено о возбуждении дела в отношении трех производителей), готовится к возбуждению дело в Ленинградской области, тульское управление ФАС возбудило дело в отношении производителей муки, а красноярское — «Юнимилка».
На прошлой неделе руководитель ФАС Игорь Артемьев на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным сказал, что таким образом сотрудники ведомства пытаются бороться против необоснованного завышения цен компаниями — молокозаводами, элеваторами, хлебозаводами: «Мы сейчас практически в режиме онлайн все эти компании берём под контроль и смотрим, что у них происходит с ростом цен. Задача очень простая — сбить этот необоснованный ажиотаж».
В пятницу председатель совета Российского союза предприятий молочной отрасли, член совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили предостерег, что цены на молочную продукцию в России могут вырасти на 10–15%. Он рекомендует отменить импортные пошлины для сохранения цен на стабильном уровне. Президент Дмитрий Медведев поручил министру сельского хозяйства Елене Скрынник проработать вопрос снижения накруток на сельхозпродукцию, в частности, на молоко. По его словам, сейчас надбавки посредников достигают 60-70%.
Красноярские сети подтверждают рост цен в продуктовом сегменте.
Красноярские ритейлеры получили уведомление о повышении отпускных цен
Менеджер по рекламе и PR сети супермаркетов «Командор» Юлия Горовая рассказала ДЕЛА.ru, что буквально на этой неделе в сети также прошло повышение цен на молочную продукцию, в среднем на 8-10%: «Мы получили официальные письма от компаний «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк». Все объясняется засухой, дефицитом сырья.
Плюс повышаются цены в пределах 10% на муку. В дальнейшем есть прогноз на повышение цен на макаронные изделия, возможно повышение на хлеб, но пока точной информации об этом нет».
Сеть гастрономов «Красный Яр» разослала официальный пресс-релиз, в котором также сообщает о предупреждениях, которые производители молока рассылают ритейлерам. Как сообщила ДЕЛА.ru руководитель пресс-службы «Красного Яра» Евгения Коротких, производители молока предупреждают своих партнеров о возможном росте отпускных цен на готовую продукцию в связи с неблагоприятной ситуацией в сельском хозяйстве, вызванной экстремальными погодными условиями в центральной части России: «Крупные поставщики указывают на наличие объективных предпосылок повышения оптовых цен, в частности, рост цен на сырое молоко и дефицит молочной продукции, не позволяющий насытить рынок в полном объеме».
Прогнозируется рост цен и
на изделия из муки
Крупные федеральные сети по-разному реагируют на повышение отпускных цен на молочную продукцию. Так, в четверг ОАО «Седьмой континент» объявило о прекращении работы с Danone и «Юнимилк» в связи с единовременным повышением ими цен на молоко и молочную продукцию в значениях, достигающих 31%, и намерении обратиться в ФАС за разъяснением причин чрезмерного роста цен.
В ответном комментарии ООО «Данон Индустрия» заявило, что компания повысила цены на свою продукцию с 1 августа 2010 г. в среднем на 4%, и ни одна позиция ассортимента не подорожала более чем на 9%. Также российская структура Danone обратила внимание на то, что указанное повышение стало первым с января 2009 г.
В свою очередь «Юнимилк» заявил, что повысил отпускные цены на молочную продукцию с 3 августа в среднем на 10%, по разным позициям — от 5 до 15%. Данное повышение компания охарактеризовала как вынужденную меру в связи с подорожанием сырья.
Другие крупнейшие российские ритейлеры продолжают сотрудничество с молокоперерабатывающими компаниями Danone и «Юнимилк», однако некоторые сети ведут с ними переговоры относительно ценовой политики.
Красноярские сети пока выжидают.
«Конечно, так категорично как «Седьмой континент» мы поступать не будем, — говорит Юлия Горовая. — Возможно, если тенденция сохранится и поставщики будут дальше повышать цены, будут приняты какие-то меры, но пока ситуация не критичная. Перебоев с поставками быть не должно. Мы постараемся сделать все, чтобы это повышение для потребителей не стало ударом.»
В сети «Красный Яр» в рамках специальных акций планируют снизить наценку на некоторые позиции молочных продуктов социальной группы, что позволит сохранить розничные цены на них на прежнем уровне даже при увеличении оптовых цен на 10-12%.
Красноярские ритейлеры обещают пока компенсировать рост цен поставщиков за счет снижения собственных надбавок
Вопрос о росте цен вплотную связан с темой конкуренции в России. На встрече с первым вице-премьером правительства Игорем Шуваловым президент Медведев сказал: «С чем у нас всегда было и пока остается явно плохо, так это с конкуренцией. И тому есть объективные и субъективные причины. Мы предпринимаем усилия для того, чтобы конкурентное поле стало более широким, и для этого основные усилия должно предпринимать специализированное ведомство, созданное для этих целей — Федеральная антимонопольная служба. Мы изменили законодательство об антимонопольной деятельности, включая даже введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольных правил».
Игорь Шувалов сообщил президенту, что в ближайшие месяцы Правительство рассмотрит поправки в законодательство о конкуренции, подготовленные Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой.
Также г-н Шувалов проинформировал Медведева о результатах мониторинга конкурентной среды, отметив неоднородность конкуренции в целом по России. «Можно сделать вывод, что с наступлением финансово-экономического кризиса состояние конкуренции в России ухудшилось», — резюмировал вице-премьер.
Сейчас в России действует так называемый принцип административной преюдиции по делам «о конкуренции». То есть сначала следует привлечение компании, уличенной в антиконкурентной деятельности, к административной ответственности, потом уже работает уголовное право.
Видимо, в такой накаленной ситуации с ценами на продовольствие в РФ, которую усугубила засуха и пожары, на все вопросы, связанные с повышением цен, придется отвечать антимонопольным органам. Власть не может сейчас не реагировать на любые движения цен, даже если причины этого лежат сугубо в экономических плоскостях.
В заключение скажем, что первое заседание по делу компании «Юнимилк» (ей принадлежит более 50% молочного рынка в регионе) в Красноярске, которую антимонопольщики обвинили в нарушении законодательства и завышении цен на продукцию, прошло 10 августа. Решением ФАС рассмотрение было отложено на месяц для представления необходимых документов. В случае признания компании виновной, ей грозит оборотный штраф в размере до 15% оборота.