По всей видимости, эпопея с развалом холдинга, созданного братьями Абрамовичами, подходит к концу. На прошлой неделе Арбитражный суд Красноярского края признал ОАО «Аэропорт Красноярск» банкротом. В отношении аэропорта открыто конкурсное производство, общий долг предприятия составляет свыше 1,2 млрд руб. Как выяснили ДЕЛА.ru, полноправным собственником предприятия является краевое правительство.
Разговоры о банкротстве ОАО «Аэропорт Красноярск» идут уже несколько лет, с начала краха авиакомпании «КрасЭйр». Арбитражный суд Красноярского края ввел процедуру наблюдения в этом предприятии еще в августе 2009 г. (см. «Аэропорт: видимость отличная»), однако к непосредственно процедуре банкротства участники процесса пришли только сейчас.
В красноярском аэропорту два оператора:
ОАО «Аэропорт Красноярск» и ООО «Аэропорт „Емельяново“»
Инициатором введения процедуры банкротства «Аэропорт Красноярск» стал временный управляющий предприятия Сергей Васильев. Он подал в Арбитражный суд края соответствующее ходатайство. Согласно материалам дела, должник пришел к выводу, что предприятие не имеет возможности своевременно и в полном объеме выполнить денежные обязательства. По заключению Сергея Васильева, безубыточная деятельность предприятия невозможна, восстановление платежеспособности возможно только теоретически, и только в том случае, если уставной капитал будет весомо увеличен.
На данный момент расходы ОАО «Аэропорт Красноярск» (25 млн руб. в месяц) превышают доходы (11,455 млн руб.) практически в два раза. Требования по выплате долгов к ОАО «Аэропорт Красноярск» заявили 40 кредиторов, 16 из них были включены в третью очередь реестра. Сумма долга предприятия составляет 1,28 млрд руб.
В течение анализируемого периода финансовые показатели предприятия-должника не соответствовали рекомендуемым значениям, более того, из-за банкротства ОАО «КрасЭйр» и группы связанных с ним авиапредприятий финансовое состояние компании только ухудшалось. «Целесообразно признать должника банкротом и открыть в отношении него конкурсное производство сроком на шесть месяцев», — резюмировал отчет г-н Васильев.
Согласно материалам дела, имущества должника достаточно для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также на частичное удовлетворение требований кредиторов. Подробной инвентаризации имущества ОАО «Аэропорт Красноярск» временным управляющим в период наблюдения не проводилась.
Однако известно, что балансовая стоимость имущества по состоянию на август текущего года составляла свыше 1 млрд руб. Это основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы. Иными словами, с помощью распродажи имеющегося имущества предприятие может погасить основную часть долгов. Конкурсное производство будет длиться до 13 апреля 2011 г.
Имущество банкротящегося ОАО «Аэропорт Красноярск» оценивается в 1 млрд рублей
фото: toliman_media
Напомним, что ранее, дабы избежать всех негативных последствий от банкротства ОАО «Аэропорт Красноярск» и избавить деятельность аэропорта «Емельяново» от контроля братьев Абрамовичей, краевое правительство создало государственное предприятие — ООО «Аэропорт «Емельяново». Предполагалось, что новое предприятие быстро заменит банкротившуюся компанию и займется-таки развитием красноярского авиаузла. Планировалось, что на баланс новой компании будут переведены активы аэропорта, с помощью которых она начнет функционировать в полном объеме, а предыдущему ОАО «Аэропорт «Красноярск» останутся многомиллионные долги.
Министр промышленности и энергетики края Денис Пашков заявлял, что несостоятельные акционеры от управления предприятием будут отстранены, с должника снимутся все обременения, все судебные процедуры по взысканию долгов будут прекращены. Однако столь простой план почему-то был реализован иначе.
Заявление в суд о признании себя банкротом аэропорт подавал еще в августе прошлого года, но процесс банкротства в силу непонятных обстоятельств так и не был запущен. По материалам суда, в числе кредиторов компании числится «Эйр Юнион». Компания «ЭйрЮнион» на совете кредиторов выступала против признания должника банкротом. Она направила в суд ходатайство о введении процедуры внешнего управления с целью восстановления платежеспособности предприятия. И банкротство отложилось...
Братья Абрамовичи продали краевому правительству аэропорт за 180 млн рублей
Интересно, что на тот момент государство владело 51,3% акций банкротившегося аэропорта, остальные акции принадлежали собственникам холдинга «КрасЭйр» Александру и Борису Абрамовичам.
С момента заявления о планирующемся банкротстве ОАО «Аэропорт Красноярск» прошло несколько месяцев, и в декабре прошлого года Правительство края неожиданно заинтересовалось покупкой у братьев Абрамовичей оставшихся акций. Тогда министр финансов края Михаил Котюков докладывал, что из бюджета 2009 г. планируется выделить 180 млн руб. на выкуп акций компании «ЭРА Групп». Чиновники объясняли, что эта покупка необходима для создания единого производственного комплекса аэропорта «Емельяново».
В пресс-службе Правительства края ДЕЛА.ru cказали, что вопрос о покупке пакета акций, принадлежащих братьям Абрамовичам, может компетентно прокомментировать только управляющий ОАО «Аэропорт Красноярск» Сергей Васильев.
Дозвониться до г-на Васильева нам не удалось, однако источник в Правительстве Красноярского края подтвердил — оставшиеся акции убыточного аэропорта были выкуплены краевым правительством весной этого года за 180 млн руб.
«В принципе „Акции Абрамовичей“ открыто предлагались всем. Но никто из бизнесменов не рискнул тогда ввязываться в эту авантюру. По итогу акции были выкуплены за деньги налогоплательщиков. Оформлено это было специальным распоряжением к бюджету красноярского края, которое было вынесено на голосование в Законодательное собрание края, и за которое депутаты проголосовали», — прокомментировал он.
Косвенным подтверждением того, что ОАО «Аэропорт Красноярск» сейчас принадлежит на 100% государству, является и то, что в материалах Арбитражного суда «администрация Красноярского края» значится как «собственник имущества должника».
Открытым остается вопрос, зачем Правительству края так сильно понадобилось выкупать акции предприятия-банкрота? Логично предположить, что это было сделано в связи с развитием новой компании «Аэропорт «Емельяново», чтобы гарантированно обанкротить фирму Абрамовичей и перевести необходимые для развития аэропорта активы из компании-банкрота в пользование нового ООО.
В пресс-службе Правительства Красноярского края ДЕЛА.ru сообщили, что банкротство ОАО «Аэропорт Красноярск» никак не отразиться на деятельности ООО «Аэропорт «Емельяново».
Пресс-секретарь ООО «Аэропорт «Емельяново» Марина Кондрашова рассказала, что деятельность предприятия-банкрота связана с работой аэропорта «Емельяново», однако пояснить, в чем конкретно эта взаимосвязь выражается, не смогла.
«ОАО „Аэропорт Красноярск“ по-прежнему осуществляет деятельность, но главным оператором на территории красноярского аэропорта является ООО „Аэропорт Емельяново“. После банкротства предприятия развивать красноярский авиаузел и владеть им будет всецело „Аэропорт Емельяново“», — подчеркнула она.
В этом году пассажирские перевозки в красноярском аэропорту выросли в разы
Интересно, что примерно в одно и то же время, когда появилось сообщение о банкротстве ОАО «Аэропорт Красноярск», краевые чиновники заговорили о комплексном проекте развития красноярского аэропорта.
Министерство промышленности и энергетики края прогнозирует полуторакратное увеличение уровня пассажирских перевозок в следующем году, а до конца года объем перевозок будет близок докризисному показателю — 1,3 млн пассажиров.
Также чиновники сообщили, что было заключено соглашение с одной из зарубежных компаний, занимающейся управлением и планированием деятельности аэропортов Дюссельдорф, Сидней и Атланта. К марту 2011 г. специалисты этой компании создадут комплексный проект с бизнес-планом и перечнем необходимых строительных работ.
Таким образом, можно констатировать, что прорыв к светлому будущему красноярской авиации обошелся краевой власти в гораздо большую сумму, чем предполагали чиновники, закрывая миллионные долги KrasAir и АirUnion по зарплате.
А братья Абрамовичи снова остались в плюсе. Может быть, и не в последний раз.
Подробнее про аэропорт, Абрамовичей и красноярскую авиацию: