новость

Северо-Сибирскую железную дорогу пока строить не будут

Власти отказались от идеи строительства Северо-Сибирской железной дороги (Севсиба), которая могла обеспечить транспортные связи добывающих регионов с Северным морским путем. Ее маршрут должен был пройти и через Красноярский край:  Средний Енисей и Нижнее Приангарье. Причина отказа – нереально высокая стоимость объекта, которая оценивается в более чем 50 трлн рублей.

Козинский виадук на Южном ходе Транссиба
Новая железная дорога сквозь сибирские просторы выходит очень дорогой, а окупаемость ее пока не очевидна

О том, что строить магистраль из двух основных участков:

  • от Нижневартовска до Белого Яра и далее через Лесосибирск до Усть-Илимска с выходом на БАМ и
  • от Таштагола до китайского Урумчи (южный меридиональный ход)

сегодня нецелесообразно, сообщил в письме президенту Владимиру Путину вице-премьер Виталий Савельев, пишет «Коммерсант» со ссылкой на собственный источник.

Поезд Южный ход Транссиба и заснеженные елки
Основным грузом что на существующем Южном ходе Транссиба, что на предлагаемом для строительства Северном ходе, должен быть уголь из Кемеровской области и Хакасии

Именно дороговизна строительства в условиях сложного рельефа и местами вечной мерзлоты стала причиной отказа от идеи, тем более что инвестпрограмма ОАО РЖД опять весьма незначительна: вложения на 2026 год предполагаются в объеме не более 1 трлн рублей.

Севсиб в планах прошлых лет

Напомним, что президент России поручал правительству совместно с РЖД, властями Кузбасса и РАН представить доклад о Севсибе еще в 2023 году, а оценка целесообразности проекта предполагалась как раз в 2025 году согласно плану реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2035 года.

Карта Северо-Сибирской железнодорожной дороги
Вот такой маршрут собственно самого Севсиба в узком смысле обсуждался изначально. Железная дорога должна была в широтном направлении соединить существующие тупиковые ответвления от основного хода Транссиба на север. Порт на Енисее в Лесосибрске дает выход на Севморпуть через Дудинку и Диксон

Впрочем, разговоры о необходимости еще одной широтной железной дороги через Центральную Сибирь на Дальний Восток идут давно, еще с советских времен. Новая магистраль позволила бы уменьшить нагрузку на железно­дорожные объекты Восточного полигона и создать выход с Транссиба к Севморпути для транспортировки на экспорт угля и других полезных ископаемых из Западной Сибири, Кемеровской области и прочих ресурсных регионов в страны Юго-Восточной Азии.

Мост через Ангару около Богучан (ст. Ярки)
Сейчас железная дорога на севере Красноярского края не доходит до берега Ангары. Возведенную около Богучан мостовую переправу сразу строили с запасом – опоры позволяли в будущем разместить здесь и железнодорожные пролеты. Но ветку от Карабулы до ст. Ярки длиной в 44 км с тех пор так и не могут достроить

Самым обсуждаемым вариантом трассы является участок от Нижневартовска до Усть-Илимска длиной около 2 тыс. км. Его предполагали спроектировать еще в 2016 году, затем работы отложили. При этом, напомним, мост через Ангару около села Богучаны в 2011 году строили сразу с возможностью будущей установки железнодорожных пролетов.

Севсиб на юг

Вторая часть рассматриваемого варианта нового железнодорожного маршрута должна была пройти от Таштагола в Кемеровской области через границу с Китаем, между Казахстаном и Монголией, со строительством двух тоннелей под Алтайскими горами. До реализации проекта так и не дошло, и причины те же: огромная цена работ.

Схема двух вариантов Таштагол - Алтай и Курагино Кызыл
Проект Севсиба рассматривался совместно с прокладкой железной дороги все из того же Кузбасса через горы Алтая прямиком на юг. Это альтернативный по отношению к варианту через Западные Саяны (Кызыл – Курагино) маршрут. Но здесь горы повыше, и тоннели выходят еще более сложными и дорогими, чем саянские

Тем не менее, по мнению экспертов «Ъ», чтобы обеспечить Северный морской путь транспортной инфраструктурой, строить Севсиб все равно придется. Правда, не в ближайшие годы. Поскольку, как писали ДЕЛА, даже существующая 274‑километровая ветка от ст. Ачинск (основного хода Транссиба) до Лесосибирска с его мощным речным портом имеет задел для куда большей провозной способности и при нынешней инфраструктуре.

Трасса от Курагино до Манского тоннеля проходит по очень живописным, но сложным местам
Сейчас все силы и средства РЖД брошены на расширение пропускной способности (строительство вторых путей, новых тоннелей и мостов) на Южном ходе Транссиба через Восточные Саяны, а также на расширение БАМа. Так что новые грандиозные проекты пока откладываются на неопределенный срок

Не далее как сегодня в Красноярском крае при губернаторе был создан Морской совет: чтобы координировать работу по наращиванию грузопотоков на Севморпути водным транспортом через порты на Енисее. Строительство же новых железнодорожных транспортных коридоров, как видим, поставлено на паузу.

Еще по теме о трассе Курагино –Кызыл – Монголия – Китай:

Фото: КрасЖД и ДЕЛА

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»