Красноярская железная дорога готова к началу работ по строительству нового учебного корпуса Детской железной дороги – старейшей в России – в Центральном парке, где сейчас ведется реконструкция. Здание будет точной копией вокзала станции Красноярск конца XIX века.

Фасадом новое здание Детской железной дороги будет выходить на Исторический квартал по ул. Горького
На сегодня утвержден проект строительства вокзала, оборудован технологический проезд к месту работ. Здание построят в северо-восточной части парка, рядом с выходом к Историческому кварталу, на том месте, где раньше была одна из конечных Детской железной дороги – станция «Счастливое детство» с деревянным павильоном.
Первый каменный
Особенность нового проекта в том, что это будет «исторический» вокзал – уникальная копия ж.-д. вокзала Красноярска XIX века, построенного в 1895 году по проекту архитектора Николая Соловьева. Первый поезд прибыл сюда 6 декабря 1895 года.

Строительство вокзала на станции Красноярск обошлось в 40 тысяч рублей
Здание было единственным каменным вокзалом на Среднесибирском участке широтной дороги. Площадь его составляла 220 кв. м, внутри были два зала ожидания, камера хранения, буфет и даже телефон, а фонари на привокзальной площади горели газовые. Красноярская публика ходила гулять к красивому зданию.
Первое здание простояло до 1960-х годов, когда городу построили новый большой вокзал.
Паровоз для советских детей
Своя примечательная история есть и у Детской железной дороги, построенной в городском саду в 1936 году. Идея возникла после того, как завуч училища при Красноярском паровозоремонтном заводе Захарий Иванов с учениками собрал действующую модель паровоза в масштабе 1:5.

Таким был первый паровоз детской железной дороги: уменьшенная копия паровоза серии СУ-00-01. Ехать на нем можно было только сверху
На первомайской демонстрации 1936 года паровоз запустили по специально проложенным для него рельсам в сквере Сурикова (тогда Сенная площадь). Публика, и особенно дети, пришла в восторг – так родилось решение о создании ДЖД на территории сада.
Уже 12 июня 1936 года мини-поезд поехал по городскому саду. Это была первая Детская железная дорога в стране.
На ней обустроили три платформы: «Октябренок», «Пионер» и «Счастливое детство». Название третьей сохранилось до наших времен, «Пионер» убрали, а «Октябренка» переименовали в «Первомайскую».
Протяженность детской дороги, которую построили однопутной, составляла 816 м. Паровоз каждый раз разворачивали на поворотных кругах. В 2007 году дорогу закольцевали, увеличив ее протяженность до 1300 м. Станции представляли собой уже комплексы с залами ожидания, депо, мастерскими, учебными помещениями: к работе на железной дороге всегда привлекали школьников. Сам поезд получил шесть пассажирских и один грузовой вагон.

Паровоз «Мечта» – ностальгические воспоминания многих красноярцев
Исторический паровоз еще в 1961 году отправили в музей, ему на смену пришли тепловоз «Юность», затем «Мечта», «Юбилейный» и последний на сегодня «Сибирячок», первый электрический локомотив на детской дороге, который начал возить пассажиров в 2016 году.
Новая станция
До начала реконструкции парка на детской дороге (в районе кинотеатра «Луч») находилась одна новая станция, «Юбилейная», с просторным залом ожидания и музеем. А с противоположной стороны была просто посадочная платформа, «Мечта». В этой части парка, на месте бывшей станции «Счастливое детство», и появится новый учебный корпус. Своим фасадом он будет выходить на Исторический квартал.

Поезд на станции «Счастливое детство»
Начальник КрасЖД Алексей Туманин и заместитель гендиректора ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам Сергей Саратов, которые недавно посетили стройплощадку, отметили значимость нового корпуса ДЖД для подготовки будущих железнодорожников.
Теперь дети, которые хотят освоить профессии машиниста, дежурного по станции, проводника и другие, смогут заниматься на виртуальных тренажерах и компьютерах: в здании оборудуют шесть учебных кабинетов.

Красноярские дети снова смогут прокатиться на поезде через несколько лет
К 400-летию Красноярска в парке появятся и другие исторические объекты – Русская беседка, здание клуба, а также современные детские площадки и благоустройство.
Фото: фонды РГИА, КМК, ККМ, Музея истории Красноярской железной дороги, КрасЖД