В Красноярске проведут научное исследование для разработки новой маршрутной сети с учетом всех видов общественного транспорта – в том числе будущего метро. Это делается для повышения эффективности пассажирских перевозок.

Транспорт в Красноярске обновляется, а маршрутная сеть остается почти такой же, как 20 лет назад
Миллиарды на новые автобусы
Как сообщили в мэрии, программа «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске» в 2026 году будет профинансирована на 3,1 млрд рублей.
Из них 1,1 млрд рублей пойдут на обновление автобусного парка.
В 2026 году в Красноярске закупят еще 155 единиц общественного транспорта на газу. Напомним, первая партия таких автобусов уже вышла на линию в октябре, а накануне в город выпустили вторую партию машин, работающих на более экологичном виде топлива.

Красноярску обещают еще больше новых автобусов, и они будут работать на метане – ради сохранения чистоты атмосферного воздуха сибирского мегаполиса
Также часть средств в Красноярске направят на ремонт помещений для обслуживания нового транспорта в рамках подготовки к 400-летию города.
Сеть перекроят
Изменения ожидаются не только в подвижном составе. В ноябре планируется заключить контракт с подрядчиком
на проведение научно-исследовательской работы для создания новой маршрутной сети с учетом метро.

Метро должно кардинально изменить параметры работы общественного транспорта города на левом берегу Красноярска, и готовиться к этому нужно уже сейчас
Исследование необходимо, поскольку запуск метро серьезно изменит привычную ситуацию с общественным транспортом – подземка возьмет на себя часть пассажиропотока. Поэтому схему маршрутов хотят перестроить, чтобы автобусы не ходили пустыми и использовались эффективно. Впрочем, к эффективности действующих маршрутов у участников рынка давно были вопросы.
ДЕЛА изучили материалы закупки, опубликованной на официальном портале.
Так, прежде всего подрядчик должен собрать данные о нынешнем состоянии общественного транспорта и обслуживания пассажиров. На этом основании ему требуется сделать прогноз спроса, а также представить предложения по рациональному размещению остановок и транспортно-пересадочных узлов.

Скорее всего, некоторым станциям метротрама предстоит стать центрами транспортных узлов – автобусы и троллейбусы с окраин должны будут свозить людей к ним. А дальше пассажиры, например, с Копылова быстро и без пробок попадут по подземным тоннелям на ту же Взлетку
Кроме того, в техзадании указана необходимость разработать варианты маршрутной системы, сформировать социальный стандарт транспортного обслуживания, создать программу перевозок по регулярным маршрутам, в которой будут указаны вид транспорта, его пассажировместимость, количество автобусов на линии, интервалы движения. Есть в задании и разработка вариантов системы тарифов, и многое другое.

Система общественного транспорта Красноярска нуждается в новых решениях. Особенно необходима Красноярску единая и сквозная для всех видов транспорта безлимитная транспортная карта, как в столицах, чтобы пассажиры делали пересадки без лишних затрат
На обследование пассажиропотока, опрос населения и прогнозирование отводится совсем немного времени: до декабря 2025 года.
А всем прочим – разработкой вариантов маршрутной схемы и «проекта документа планирования регулярных перевозок» – можно заниматься до 30 сентября 2026 года.

Сегодня общественный транспорт Красноярска включает в себя автобусные, троллейбусные, электробусные, трамвайные маршруты, а также городкую электричку. Есть надежда, что с 2028 года к ним прибавится и Красноярский метротрам. И все это хорошо бы увязать воедино
В создании проекта маршрутной сети надо учитывать действующие схемы, проекты планировки улиц, основные экологические характеристики, данные транспортных моделей, перечень остановок – основных пунктов пересадок, показатели работы городской электрички, жалобы жителей на работу маршруток, данные пассажиропотока и многое другое.

После неудачной попытки развития трамвайной сети Красноярска по концессии разговоры о развитии этого вида транспорта в городе подзатихли. Власти взяли паузу на «после запуска метротрамвая»
Так, выборочное обследование пассажирского потока планируется в часы пик по 9 автобусным, 2 троллейбусным и 1 трамвайному маршруту. А для опроса людей разработают анонимную анкету. Охват анкетированием должен составить до 1% от численности постоянного населения города.
В документах много и других подробностей – исполнителю предстоит действительно сложная и скрупулезная работа. Начальная цена контракта составляет 25 млн рублей.

Сейчас в Красноярске, уточняют в мэрии, работают 66 маршрутов: 55 автобусных (в том числе 5 сезонных), 6 троллейбусных, 4 трамвайных и 1 электробусный. Каждый рабочий день на линию выходит 826 единиц транспорта.
В среднем они перевозят около 500 тысяч пассажиров в день. Плюс еще более 2 млн пассажиров в год перевозит городская электричка.
Эта картина должна значительно измениться с появлением метро. Что именно предложат разработчики новой схемы, станет понятно через год.
Фото: мэрия, ДЕЛА, КрасЖД