новость

В Красноярске пытаются возродить судостроение

В Красноярске больше нет ни Судостроительного завода, ни cудоверфи. Но новые суда для Енисея на его берегах еще строят. Например, недавно спустили на воду очередную несамоходную баржу смешанного типа плавания. Ранее собранные «сестры» этого судна уже успели пройти испытание рейсом на Крайний Север и обратно. О том, что сейчас происходит с судостроением в городе, читайте в материале ДЕЛА.

баржа на енисее
Такая баржа может ходить как по рекам, так и по морям

Долгие годы постройкой малых (например, мелкосидящих буксиров проекта Р-96 типа «Ангара» с водометным движителем) и несамоходных судов в краевом центре занималась Красноярская судостроительная верфь, которая с 1932 года располагалась на полуострове Пашенный.

Спуск на воду баржи-площадки для ЕРП на судоверфи
До 2016 года на Красноярской судоверфи регулярно, часто по несколько единиц в год, спускали
большие 3000‑тонные баржи для Енисейского пароходства

В 1993 году судоверфь стала «дочкой» Енисейского речного пароходства. Здесь в начале 2010-х было организовано поточное производство барж-площадок.

Когда АО «Красноярская судостроительная верфь» прекратило свою деятельность и его цеха разобрали, территория сначала перешла городу, затем в 2017 году – к ООО «Флагман», а в 2019-м право на ее аренду получила ГСК «Арбан». Сейчас споры из-за земли под строящимся ЖК «Портовый» на ул. Складской идут в суде.

Спуск на воду баржи для ЕРП на Томи
После закрытия Красноярской судоверфи несамоходный флот для ЕРП строят на р. Томь, на одном из старейших судостроительных предприятий Сибири. Затем через Обь и Севморпуть новые суда перегоняют на Енисей

А ЕРП в последние годы заказывает баржи ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» в Томской области. Всего по контракту пароходство в ближайшие годы должно получить оттуда 10 новых 2500-тонных несамоходных барж проекта RDB 66.68М типа река – море общей стоимостью более 2 млрд руб.

Так что, по сути, суда в Красноярске уже не строятся, если не считать небольшие, наподобие «Анатолия Шилова» для Енисейречтранса.

Промерное судно Анатолий Шилов для Енисея готовится к спуску на воду
Новое судно «Енисейречтранса» было построено в 2023 году на мощностях Красноярского машиностроительного завода и собрано потоковым методом из секций в ремонтно-механических мастерских

При этом потребность в транспорте для перевозки грузов на север края никуда не делась: наоборот, учитывая крупные инвестпроекты, она только растет.

Поэтому другие грузоперевозчики, не имеющие больших ресурсов для массового заказа на специализированных судостроительных предприятиях вне Енисейского бассейна, ищут пути решения проблемы обновления флота.

погрузка баржи рабочими
К началу навигации в Красноярском речном порту уже нагрузили баржи, чтобы они в любой момент могли отправиться на север с грузами для компаний и жителей

Еще два года назад красноярская судоходная компания «Транзит-СВ», работающая в Енисейском бассейне, решила попробовать организовать собственное строительное производство в городе. Для этого из Нижнего Новгорода позвали специалистов, создали инфраструктуру для круглогодичного строительства судов, обучили людей и закупили оборудование. Суда строят под надзором Российского Речного Регистра.

Первые баржи были построены в прошлом году: они уже успели сходить в рейс до порта Дудинки.

А на днях в воды Енисея спустили третью единицу сухогрузной баржи снабжения – БСП 2003.

Это судно смешанного плавания, то есть оно может ходить как по рекам, так и по морям.

баржа смешанного плавания в красноярске, спуск баржи на воду
Под дном баржи – баллоны с воздухом. По ним судно очень медленно тросами тянут к воде

Грузоподъемность баржи составляет от 1500 до 2500 тонн в зависимости от района эксплуатации, а сама она весит 500 тонн. Длина – 80 метров, ширина – 15,5 м.

Еще на одной барже заканчивают малярные работы, а в целом в планах постройка дополнительно 6 барж.

Суда компания не продает и строит их пока только для своего флота.

Создание такого судна (да и в целом любого) – сложная инженерная задача.

Сначала баржи строят на стапелях (подсобное сооружение для сборки) на берегу, как можно ближе к воде. Детали баржи собираются из секций, формируемых в блоки. Когда блоки готовы, создается уже корпус судна, после его красят.

Следующий этап – подготовка к спуску на воду. Поскольку специализированного слипа у предприятия нет, то под баржу подкладывают баллоны с воздухом. Затем с помощью натянутых придерживающих тросов многотонное судно очень медленно съезжает по баллонам в реку.

Дальше его ждут ходовые испытания и устранение замечений, если они будут.

Несколько построенных барж – капля в море потребностей растущего грузопотока, но важный сигнал: в городе еще могут строить суда. Вопрос в том, найдутся ли инвесторы и господдержка, чтобы превратить эти точечные успехи в возрождение отрасли, которой некогда гордился Красноярск.

ФОТО: «Транзит-СВ», Самусьский ССРЗ,
ЕРП, «Енисейречтранс», ДЕЛА

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»