новость

Трамваи «Уралтрансмаша» нацелились на Красноярское метро

Когда Красноярску пообещали прибытие современного ретро-трамвая 71-431Р «Достоевский», многие жители города восприняли это как неожиданный и дорогой, но приятный подарок. Большой, стильный и технологичный вагон вызвал восторг у тех, кто успел его увидеть.

Однако выяснилось, что трамвай привезли лишь на время, и он не останется в городе. Несколько дней новинка будет курсировать по маршруту №7 в тестовом режиме, даже не перевозя пассажиров. После этого «Достоевского» отправят в Санкт-Петербург, для которого он и был создан.

Трамвай Достоевский на Предмостной площади Красноярска
71-431Р «Достоевский» в районе Предмостной площади Красноярска

Анонсировав прибытие «Достоевского», мэрия не стала раскрывать никаких деталей. Трамвайная сеть города ограничена правым берегом, а пассажиропоток на этих маршрутах невелик. Введение большого трехсекционного трамвая, рассчитанного на 246 пассажиров (50 сидячих мест), стоимостью около 200 млн рублей кажется неоправданным.

Закономерно возник вопрос: зачем городу, где трамваи не являются основным видом транспорта, такой вместительный и дорогой вагон?

Про деньги, кстати, тоже ничего понятно не было: кто оплатил перевозку, во сколько она обошлась, сколько, наконец, стоил сам трамвай – ведь выглядело все так, будто машина останется в Красноярске навсегда. Городские власти, напомним, несколько дней молчали.

Новый трамвай Достоевский вид спереди
Транспорт с современной начинкой выполнен в стиле ретро и предназначен для колеи 1524 мм. Состав может развивать скорость до 75 км/ч (средняя скорость Московского метро – 41 км/ч)

Посмотрели – и хватит

Вместо дорогого подарка горожане получили лишь временную демонстрацию возможностей завода-производителя. Оказалось, что прибытие трамвая – это проект екатеринбургского завода «Уралтрансмаш» (входит в госкорпорацию «Ростех»), который

стремится заявить о себе как о потенциальном поставщике вагонов для красноярского метротрама.

Трамвай хорош

 «Достоевский» действительно заслуживает внимания. Это современный трехсекционный низкопольный вагон, сочетающий ретродизайн и передовые технологии. Его вместимость – до 246 пассажиров, а на 100% низкий пол обеспечивает безбарьерный доступ для маломобильных граждан.

Трамвай оснащен интерактивными системами, включая прозрачное окно-экран, которое предоставляет всем, кто едет по маршруту, навигационную и туристическую информацию.

Трамвай Достоевский изнутри в Красноярске
Вот так выглядит трехсекционный трамвай изнутри

Для Санкт-Петербурга, где трамвайная сеть имеет историческое значение и высокий пассажиропоток, такой вагон стал удачным решением. Для Красноярска, где трамваи ходят только на правом берегу и не пользуются большой популярностью, его применение выглядит избыточным. Впрочем, это понимает и сам производитель – у него другие, более грандиозные планы.

Достоевский пульт управления
В трамвае установлена микропроцессорная система управления

Сделаем по личному заказу

Завод подчеркивает, что готов создать уникальные метротрамваи, адаптиро­ванные под нужды Красноярска, вплоть до дизайна, который будет отражать местный колорит. До закупки вагонов под метро еще далеко, но предприятие уже сейчас решило налаживать контакты с Красноярском. Тем более, что дизайн – это только полдела. Необходимо определиться с конструкцией, мощностью и остальными параметрами подвижного состава, а на разработку тоже нужно время.

Трамвай имеет 8 дверей, а кабины управления расположены с обоих сторон состава
Трамвай имеет 8 дверей (по 4 на борт). Кабины управления тоже расположены с обеих сторон состава. Это может быть удобно при эксплуатации на линиях без оборотных колец или в тех же подземных метротоннелях

Так что приезд трамвая «Достоевский» в Красноярск – это стратегический шаг, направленный на привлечение внимания к продукции завода в контексте строительства метро. И, в принципе, демонстрация может стать началом долгосрочного сотрудничества между Красноярском и уральскими машиностроителями.

«Мы как изготовитель полностью готовы участвовать в проекте метротрама и готовы на данном этапе строительства метро Красноярска учесть все необходимые требования», – пояснил главный конструктор гражданской техники «Уралтрансмаша» Дмитрий Буньков.

Как известно, власти Красноярского края планировали  закупить 15 трехсекционных трамваев для работы метротрама в 2027 году. «Достоевский» вроде бы для этого подходит. Завод-производитель, очевидно, рассчитывает на то, что его трамваи будут выбраны для метропроекта. Впрочем, сперва им нужно будет победить на торгах.

Трамвай Витяз в Санкт-Петербурге
Помимо «Уралтрансмаша», подходящие низкопольные трехсекционные двухсторонние трамвайные вагоны челночного типа выпускает «ПК Транспортные системы» (входит в «Трансмашхолдинг»). Например, модели «Витязь» и «Лев» (со «Львятами» Красноярск уже знаком). По всей видимости, между этими производителями и развернется борьба за будущие многомиллиардные контракты

Главный вопрос заключается в том, насколько трамваи этого завода подходят для красноярского метро и будут ли они адаптированы под местные условия. На него должны ответить инженеры предприятия, которые в эти дни проводят обкатку вагона по местным рельсам.

Метро продолжает строиться

Напомним, в Красноярске сейчас активно ведется строительство метротрама – подземно-надземного легкорельсового транспорта. В сентябре 2024 года началась проходка первого тоннеля и уже пройдено почти 2 км подземных выработок. Полноценный запуск ожидается к 400-летнему юбилею города.

Трамвай Львенок и Достоевский в Красноярске
Трамвай  71-911ЕМ «Львенок» от ПКТС и 71-431Р «Достоевский» от  «Уралтрансмаша» встретились в Красноярске

Для работы метротрама только на первом этапе потребуется 15 трехсекционных трамваев, которые будут курсировать под землей, а потом и по поверхности. Ведь второй этап строительства предуматривает, что после выхода из тоннеля на станции «Улица Шахтеров» они поедут уже по улице Молокова в сторону густонаселенных районов Северного. И тогда больших трехсекционных трамваев понадобится еще больше.

Это масштабный проект, требующий значительных инвестиций: только на приобретение «стартового» подвижного состава  запланирована сумма в 2,75 млрд рублей. И российские машиностроители уже начинают готовиться к будущим поставкам.

Фото: ДЕЛА и ПКТС

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»