Когда Красноярску пообещали прибытие современного ретро-трамвая 71-431Р «Достоевский», многие жители города восприняли это как неожиданный и дорогой, но приятный подарок. Большой, стильный и технологичный вагон вызвал восторг у тех, кто успел его увидеть.
Однако выяснилось, что трамвай привезли лишь на время, и он не останется в городе. Несколько дней новинка будет курсировать по маршруту №7 в тестовом режиме, даже не перевозя пассажиров. После этого «Достоевского» отправят в Санкт-Петербург, для которого он и был создан.

71-431Р «Достоевский» в районе Предмостной площади Красноярска
Анонсировав прибытие «Достоевского», мэрия не стала раскрывать никаких деталей. Трамвайная сеть города ограничена правым берегом, а пассажиропоток на этих маршрутах невелик. Введение большого трехсекционного трамвая, рассчитанного на 246 пассажиров (50 сидячих мест), стоимостью около 200 млн рублей кажется неоправданным.
Закономерно возник вопрос: зачем городу, где трамваи не являются основным видом транспорта, такой вместительный и дорогой вагон?
Про деньги, кстати, тоже ничего понятно не было: кто оплатил перевозку, во сколько она обошлась, сколько, наконец, стоил сам трамвай – ведь выглядело все так, будто машина останется в Красноярске навсегда. Городские власти, напомним, несколько дней молчали.

Транспорт с современной начинкой выполнен в стиле ретро и предназначен для колеи 1524 мм. Состав может развивать скорость до 75 км/ч (средняя скорость Московского метро – 41 км/ч)
Посмотрели – и хватит
Вместо дорогого подарка горожане получили лишь временную демонстрацию возможностей завода-производителя. Оказалось, что прибытие трамвая – это проект екатеринбургского завода «Уралтрансмаш» (входит в госкорпорацию «Ростех»), который
стремится заявить о себе как о потенциальном поставщике вагонов для красноярского метротрама.
Трамвай хорош
«Достоевский» действительно заслуживает внимания. Это современный трехсекционный низкопольный вагон, сочетающий ретродизайн и передовые технологии. Его вместимость – до 246 пассажиров, а на 100% низкий пол обеспечивает безбарьерный доступ для маломобильных граждан.
Трамвай оснащен интерактивными системами, включая прозрачное окно-экран, которое предоставляет всем, кто едет по маршруту, навигационную и туристическую информацию.

Вот так выглядит трехсекционный трамвай изнутри
Для Санкт-Петербурга, где трамвайная сеть имеет историческое значение и высокий пассажиропоток, такой вагон стал удачным решением. Для Красноярска, где трамваи ходят только на правом берегу и не пользуются большой популярностью, его применение выглядит избыточным. Впрочем, это понимает и сам производитель – у него другие, более грандиозные планы.

В трамвае установлена микропроцессорная система управления
Сделаем по личному заказу
Завод подчеркивает, что готов создать уникальные метротрамваи, адаптированные под нужды Красноярска, вплоть до дизайна, который будет отражать местный колорит. До закупки вагонов под метро еще далеко, но предприятие уже сейчас решило налаживать контакты с Красноярском. Тем более, что дизайн – это только полдела. Необходимо определиться с конструкцией, мощностью и остальными параметрами подвижного состава, а на разработку тоже нужно время.

Трамвай имеет 8 дверей (по 4 на борт). Кабины управления тоже расположены с обеих сторон состава. Это может быть удобно при эксплуатации на линиях без оборотных колец или в тех же подземных метротоннелях
Так что приезд трамвая «Достоевский» в Красноярск – это стратегический шаг, направленный на привлечение внимания к продукции завода в контексте строительства метро. И, в принципе, демонстрация может стать началом долгосрочного сотрудничества между Красноярском и уральскими машиностроителями.
«Мы как изготовитель полностью готовы участвовать в проекте метротрама и готовы на данном этапе строительства метро Красноярска учесть все необходимые требования», – пояснил главный конструктор гражданской техники «Уралтрансмаша» Дмитрий Буньков.
Как известно, власти Красноярского края планировали закупить 15 трехсекционных трамваев для работы метротрама в 2027 году. «Достоевский» вроде бы для этого подходит. Завод-производитель, очевидно, рассчитывает на то, что его трамваи будут выбраны для метропроекта. Впрочем, сперва им нужно будет победить на торгах.

Помимо «Уралтрансмаша», подходящие низкопольные трехсекционные двухсторонние трамвайные вагоны челночного типа выпускает «ПК Транспортные системы» (входит в «Трансмашхолдинг»). Например, модели «Витязь» и «Лев» (со «Львятами» Красноярск уже знаком). По всей видимости, между этими производителями и развернется борьба за будущие многомиллиардные контракты
Главный вопрос заключается в том, насколько трамваи этого завода подходят для красноярского метро и будут ли они адаптированы под местные условия. На него должны ответить инженеры предприятия, которые в эти дни проводят обкатку вагона по местным рельсам.
Метро продолжает строиться
Напомним, в Красноярске сейчас активно ведется строительство метротрама – подземно-надземного легкорельсового транспорта. В сентябре 2024 года началась проходка первого тоннеля и уже пройдено почти 2 км подземных выработок. Полноценный запуск ожидается к 400-летнему юбилею города.

Трамвай 71-911ЕМ «Львенок» от ПКТС и 71-431Р «Достоевский» от «Уралтрансмаша» встретились в Красноярске
Для работы метротрама только на первом этапе потребуется 15 трехсекционных трамваев, которые будут курсировать под землей, а потом и по поверхности. Ведь второй этап строительства предуматривает, что после выхода из тоннеля на станции «Улица Шахтеров» они поедут уже по улице Молокова в сторону густонаселенных районов Северного. И тогда больших трехсекционных трамваев понадобится еще больше.
Это масштабный проект, требующий значительных инвестиций: только на приобретение «стартового» подвижного состава запланирована сумма в 2,75 млрд рублей. И российские машиностроители уже начинают готовиться к будущим поставкам.
Фото: ДЕЛА и ПКТС