Планы по приобретению для Красноярска 200 экологичных автобусов, работающих на газомоторном топливе, остаются в силе. Однако прежде чем будет объявлена их закупка, требуется полностью решить вопрос с созданием необходимой газозаправочной инфраструктуры. Об этом сегодня говорилось на сессии городского совета. «Картинка» должна сложиться в начале 2025 года.
Примерно такие большие экобусы планируется приобрести для Красноярска. Но с выбором марки еще не определились. По заверениям представителей городской власти, все станет ясно в начале 2025 года после решения вопроса с автозаправочной инфраструктурой
Напомним, изначально в крае собирались закупить 200 автобусов, работающих на природном газе метане, до конца 2024 года. Однако пока по вопросу продолжаются многочисленные переговоры и согласования, рассказал на сессии первый заммэра Красноярска Роман Одинцов.
Отвечая на вопрос депутата о планах по приобретению автобусов, он коснулся перспективы перевода общественного транспорта на экологичные виды топлива в целом. Всего в Красноярске сегодня работают около 1000 автобусов, включая более 200 муниципальных машин.
«Перевести весь общественный транспорт Красноярска на экологичные виды топлива – это большая, амбициозная задача, которую решить очень сложно, но возможно. Замена 900 автобусов к 2028 году – это примерная планка. А 200 автобусов, которые стоят в ближайших планах, должны заместить как раз муниципальный парк, – сказал Одинцов. –
Но здесь ключевым вопросом является развертывание газозаправочной инфраструктуры на территории Красноярска, которой сейчас практически нет».
Чиновник отметил, что с участием «коллег из краевой власти» уже несколько месяцев ведутся очень активные переговоры с компаниями, которые смогут заняться развитием газовых заправок: структурами «Газпрома», ООО «Газпром СПГ технологии», «Терминалнефтегаз».
Напомним, что соглашение о поставках газомоторного топлива край в октябре подписал с ПАО «Газпром»: оно гарантирует стабильное поступление метана и создание сети АЗС. Но такие мероприятия – дело небыстрое.
Первые автобусы на природном газе в этом году уже начали работу на маршрутах Ачинска. Красноярским экобусам придется подождать строительства сети ГАЗС
«Ключевой для нас является возможность заправки как минимум планируемых к приобретению 200 автобусов. Поэтому в 2025 году должны появиться такие автозаправочные комплексы. Сейчас рассматриваются земельные участки для их размещения, это территории в районе АТП 5 на ул. Калинина и АТП 7 на ул. 60 лет Октября. Также будет спроектировано и построено быстровозводимое здание на ул. Томской, где разместятся ангары для стоянки обслуживания новых машин», – рассказал о планах первый вице-мэр.
Перевод на природный газ, по его словам, позволит вдвое снизить расходы на топливо для общественного транспорта.
В планах по газификации Красноярского края фигурирует и собственный завод по производству СПГ, но пока газомоторное топливо планируется доставлять с предприятий из соседних регионов
Точные сроки запуска экобусов на улицах города Роман Одинцов не назвал – это случится вскоре после того, «Как только станет понятно, что развертывание хотя бы минимальной газозаправочной инфраструктуры на территории возможно».
Вопрос прибретения автобусов сейчас решается, в частности, в том направлении, какие именно марки закупить. Варианты разные – это «Нефаз», «Волгабас», белорусские МАЗы.
«Когда картинка сложится в комплексе – надеюсь, это произойдет в начале года – мы вынесем вопрос на осбуждение в горсовете. Будем принимать решение и приобретать транспорт только тогда, когда станет понятно, как его эксплуатировать», – заключил Одинцов.
Накануне ДЕЛА также задавали вопрос о приобретении экологичных автобусов до конца года министерству транспорта Красноярского края: там сообщили, что пока новостей нет, все в процессе решения.
А вот планов по закупке для Красноярска новых электробусов
в ближайшей перспективе не существует.
Первый вице-мэр пояснил: те машины, что сегодня ездят по улицам краевого центра, приобретались по федеральным программам, таким как нацпроекты «Чистый воздух» и «Безопасные качественные дороги», на «серьезные субсидии».
На закупку 20 электробусов и 3 зарядных станций в 2023 году было потрачено 860 млн рублей. Сейчас за такой парк придется заплатить уже более миллиарда
«К большому сожалению, сегодня это очень дорого: один электробус стоит более 50 млн рублей, а зарядная станция для него – более 30 млн. В этой связи системно переходить на такой транспорт очень сложно», – сообщил Одинцов.
Что касается трамваев, то здесь все будет зависеть от перспектив нового легкорельсового транспорта – метротрама. Пока конкретных ответов на трамвайный вопрос чиновники дать не могут.
Фото: правительство края,
Газпром, ДЕЛА