новость

Древний человек притормозит подготовку к стройке метро на Копылова в Красноярске

Государственная историко-культурная экспертиза выдала отрицательное заключение на подготовительные работы для строительства демонтажного котлована станции «Ул. Копылова» Красноярского метро. Заниматься территорией нельзя, пока на месте не поработают археологи. 

Станция ул. Копылова
Станция «Ул. Копылова» будет второй после конечной станции «Высотная», и пока проектирование здесь еще идет. Активное строительство начато с другой конечной первой линии, «Ул. Шахтеров»

Эксперты оценивали земельный участок в частном секторе Николаевки, отведенный под обустройство котлована станции, площадью 21,5 тыс. кв. м. Он ограничен с севера ул. Красной Армии, с юга – ул. Ленина, с запада – перекрестком пр. Николаевского и ул. Красной Армии, а с востока – частными домами по ул. Корнеева.

Работы, на которые требовалось заключение экспертизы, обозначены как «Строительство линии скоростного подземно-надземного легкорельсового транспорта в Красноярске. Первый этап. 1.1 Этап «Демонтажный котлован платформы «Улица Копылова». Подготовка территории строительства».

Как определили эксперты, северо-западный угол участка попадает в границы выявленного объект археологического наследия «Красноярск. Стоянка Афонтова Гора-5».

Экспонаты в музеях
Экспонаты Афонтовой горы в музее

Напомним, что Афонтова гора – настоящий кладезь археологических артефактов, которые сегодня размещены не только в музеях края, но и в Эрмитаже и в Музее антропологии и этнографии РАН.

Это археологическая группа из пяти стоянок позднего палеолита, которую начали исследовать еще в конце XIХ века.

Гора имеет статус объекта культурного наследия федерального значения: тут в разное время находили останки очень древних представителей Homo Sapiens (в том числе едва ли не самого раннего из известных носителей гена светлых волос возрастом более 16 тыс. лет). Также из горы извлекали фрагменты скелетов древних носорогов и мамонтов и 27 видов других животных, сотни осколков орудий, украшений, утвари и многое другое.

Шурф на Копылова
В шурфах 2024 года ничего интересного не нашли, но это не значит, что в районе будущего котлована нет сокровищ из прошлого

При новом обследовании территории под метро эксперты провели сбор данных, изучили результаты изысканий, организованных генподрядчиком, АО «Моспроект-3», и отметили, что объекты культурного наследия находятся совсем рядом с будущей стройплощадкой. На сегодня на стоянке «Афонтова Гора-5» выявлено 4 культурных слоя: тагарской культуры, конца палеолита и еще двух эпох, датируемых периодами 22-35 тыс. и 24–50 тыс. лет назад. В новых исследовательских шурфах, правда, артефактов не нашли.

Но у ученых есть основания полагать, что ценные предметы и останки все равно могут залегать на этой территории.

«Во избежание риска обнаружения во время строительства такого локального участка с культурным слоем древнейшего объектастоянки древнего человека возрастом около 32 тыс. лет – и возникновения в этом случае угрозы его разрушения специалисты рекомендуют предусмотреть предупреждающие мероприятия по его сохранению», – говорится в материалах экспертизы.

Так что начало подготовительных работ к обустройству котлована потребуется отложить на период разработки и проведения таких мероприятий. Впрочем, до метростроевских работ еще далеко:

работа над проектом сооружений станции «Копылова» еще в активной стадии, в госэкспертизу проектные документы пока не подавали.

Поэтому не исключено, что со спасением артефактов уложатся до начала стройки.

Шурф на Копылова
Рано или поздно здесь появится станция

Напомним, что отрицательное заключение в «нашпигованном древностями» Красноярске объекты метро получают не впервые. Но по завершении спасательных процедур эксперты с чистой совестью выдают разрешения. Строительство на Копылова тоже рано или поздно начнется.

Демонтажным котлован на станции «Ул. Копылова» назван потому, что сюда придет и здесь будет разобрана тоннелепроходческая машина со станции «Вокзальная». Кроме того, как рассказали ДЕЛА в «Центре транспортной логистики», заказчике проекта метро, в этот же котлован прибудет ТПМК со станции «Высотная».

ТПМК в котловане
«Екатерина» преодолела уже около 630 метров от Взлетки к центру Красноярска

«Копылова» станет второй по счету станцией первой линии метротрама. Кроме того, ее особенностью обещает быть строительство тоннелей с использованием старых выработок, которые успели построить в годы позднего СССР. Пока проектные решения с учетом этих коммуникаций – также в процессе разработки.

Между тем два ТПМК медленно, но верно прокладывают путь с конечной «Ул. Шахтеров» (единственной надземной станции первой линии) к центру города. На сегодня первый щит, «Екатерина», прошел уже около 630 м пути, а второй, «Соломея», – 309.

Фото: материалы экспертизы, «ЦТЛ»

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).